СУУР-МЕРИЙОКИ, ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО...
Девственный лес окружал дом со всех сторон. В зарослях скрывалась небольшая порожистая речушка. Здание было построено на возвышенности, к нему вела липовая аллея. Башни, массивные стены и ограда из камня придавали строению вид средневекового замка. Но при этом имелось несколько выходов прямо в лес.
Согнувшись в три погибели, я заглядываю в темноту, под замшелый кирпичный свод, и вижу фрагмент фрески – зелёные стебли и синие ягоды. У меня полные карманы хвои, рукав испачкан землёй, но оно того стоило…
Мы в Харитоново, цель нашего путешествия – исчезнувшее имение Суур-Мерийоки. Повод самый что ни на есть подходящий: наш проводник Лилия Валентиновна ГЕРАЩЕНКО до сих пор под впечатлением от посвящённой имению выставки, которая в этом году в течение нескольких месяцев работала в Тампере. Хорошая новость: в 2017-м экспозицию обещают разместить в Лаппеенранте, совсем рядом…
Лесной дворец
Свою историю усадьба Суур-Мерийоки (в переводе с финского – река, впадающая в залив), располагавшаяся в трёх километрах от современного посёлка им. Калинина (бывш. Тиенхаара), ведёт с XVI века. Земли эти переходили из рук в руки, будучи предметом дарения и наследования. Хозяевами имения в разное время были дворянин Эрик Лилиесшкёльд, обер-комендант Выборгской крепости Шувалов, адмирал Рудаков и многие другие. В начале XX века Суур-Мерийоки купил швейцарец Максимилиан Отмар Нойшеллер, один из основных держателей акций завода «Треугольник» в Санкт-Петербурге (Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры). Состоятельный человек, Нойшеллер смог нанять для постройки загородного дома, о котором давно мечтал, самых лучших зодчих. Архитектурное бюро Сааринен-Гезеллиус-Линдгрен произвело фурор на Всемирной выставке 1900 года в Париже своим павильоном. Их творение ярко выделялось среди прочих построек гармоничным сочетанием идей югендстиля и фольклорных мотивов. Так зародилось новое архитектурное направление – финский национальный романтизм. Кстати, Элиэль Сааринен и Герман Гезеллиус – авторы и старого здания выборгского вокзала (1913 г.)
Хозяин Суур-Мерийоки дал архитекторам карт-бланш, и они выложились по полной. Построив в 1904 году среди леса небольшой уютный замок, они пригласили для его отделки лучших специалистов. «Лесной дворец» был украшен работами скульпторов Феликса Нюлунда (выборжцам он знаком по женским фигурам у входа в главный офис Сбербанка) и Лойи Гезеллиус-Сааринен, чеканками по металлу Эрика Эрхстрёма, фресками Вяйно Бломстедта и Габриэля Энгберга, традиционными финскими коврами «руйю» (эскизы которых выполнял сам иллюстратор «Калевалы» Галлен Каллела), роскошными каминами, светильниками. Всё в этом доме должно было способствовать вдохновению хозяев - знатоков изящных искусств.
Соединение архитектуры, скульптурного орнамента и дизайна интерьеров сделало главный усадебный дом Суур-Мерийоки комплексным произведением искусства, жемчужиной финского национального романтизма.
Музей утраченной усадьбы
В Харитоново Лилия Валентиновна приехала в 1996 году вместе с мужем-военным. Устроившись преподавать историю в школе посёлка им. Калинина, начала с детьми краеведческую работу. Тогда-то старший научный сотрудник музея Выборгского замка Зинаида НОВОСЁЛОВА и рассказала ей о Суур-Мерийоки, где бывала с Евгением Кеппом. С тех пор редкий день у Лилии Валентиновны проходит без прогулки к этому месту. «Заразившись» им сама, увлекла и детей. В школе был создан музей утраченной усадьбы. Экспонаты собирали всем миром. Школа оплатила перевод статьи об усадьбе, местный магазин подарил витрины, кто-то из жителей – старые финские журналы, кто-то – предметы быта. Во время субботника мальчишки нашли пушечное ядро, и директор ГМ «Выборгский замок» Светлана АБДУЛЛИНА поменяла его на вазу, хранившуюся в фондах музея и принадлежавшую когда-то одной из усадеб. Школьники регулярно проводили на развалинах Суур-Мерийоки субботники. Эта работа продолжилась даже, когда Лилия Валентиновна стала преподавать в ИНЖЭКОНе, затем в РГПУ им. Герцена. Кстати, Лилия Геращенко – кандидат исторических наук, тема её диссертации – «Переселенческая политика на Карельском перешейке в 1941-1950 годах».
Сейчас музей в Калининской школе стал краеведческим, расширил экспозицию. Он охватывает не только историю усадьбы, но и всю историю посёлка. Но Тимо ТУОМИНЕН, куратор выставки, посвящённой Суур-Мерийоки, в прошлом военный лётчик, побывав здесь, сказал: он спокоен, память об усадьбе хранится в школе.
До и после
«Почти готовая сцена из Кафки – обсерватория посреди колхозного поля. Здесь теперь зимой держат кроликов, 100 лет назад изучали звезды... В этой истории вообще почти все отдает сюрреализмом. На месте заросшей пустоши в начале XX века был аэропорт. Два раза в неделю регулярные рейсы в Хельсинки. Чтобы представить все это теперь – нужно весьма богатое воображение», – так несколько лет назад описывал территорию бывшей усадьбы телеканал НТВ.
Проследовали и мы тем же маршрутом. На возвышенности - оштукатуренная жёлтая ротонда. Дверь на замке, но можно заглянуть в зарешеченное окно. На стенах – следы от крепежа винтовой лестницы, ведшей на смотровую площадку, к телескопу. Кроликов здесь нет, внутри теперь хранится чья-то мебель.
– Я, когда приехала, думала, что это часовня. А оказалось – обсерватория. Макс Нойшеллер построил её в 1910 году на полях усадьбы. С большим увлечением он занимался и цветной фотографией, используя новейшие технические методы.
Очень интересовался Нойшеллер и сельским хозяйством. Гордостью усадьбы было 300 коров айрширской породы, племенного быка привезли из Англии. Во дворе усадьбы даже была установлена скульптура этого бычка по имени Грей, всеобщего любимца. В поместье было 55 лошадей и около сотни голов домашней птицы. Исследователи усадебного быта считают, что трактора в Суур-Мерийоки были первыми в Финляндии. На речке Пиен-Мерийоки была установлена плотина с миниэлектростанцией. В поместье находились также лесопилка, мельница, а с 1910 года работал завод по производству льняного масла и олифы. Общая площадь всех земель, которыми владел Макс Нойшеллер, составляла 1500 га, из них пахотной земли 600 га (сеяли в основном овес и рожь).
И сейчас ещё сохранились фрагменты теплиц и хозяйственные постройки, в советское время теплицы использовались совхозом, а в хозпостройках были военные склады…
– Имение упрятано в зарослях. Такая была задумка: пусть вокруг будет девственный лес. Вы видите – подсаженных деревьев совсем немного, это лиственницы, туи. Вот уже мы едем по дубовой аллее. Проезжаем хозяйственный двор, затем липовая аллея. Роскошный был парк!..
И вот мы видим некое сооружение, облицованное гранитом и напоминающее мост или арку. Действительно, это остатки арки, над которой некогда располагалась цветочная комната хозяйки дома – Корнелии Нойшеллер (справа от неё бильярдная, слева большой зал). Остался только частично цокольный этаж, но даже сейчас видно, что строили дом на века.
Если пройти под арку, то попадёшь в квадратный внутренний двор. Вот на таких финских развалинах всегда возникает нереальное ощущение, что ты в гостях. Подо мхом ещё можно рассмотреть ступени, ведшие в дом. Красно-белую плитку, которой был выложен коридор, постепенно разбирают на сувениры.
В углу двора – фундамент круглой беседки. Аура Лесного дворца привлекает местных жителей: во дворе сооружены лавки и кострище. Но если здесь и устраивают пикники, то всё за собой убирают. А ведь много лет это место было замусорено! Видимо, всё-таки усилия Лилии Геращенко и её воспитанников приносят плоды. Вот и памятную табличку, установленную здесь создателями краеведческого сайта «Терийоки», перестали повреждать (нынешняя, кстати, уже третья по счёту). А ведь было время – и грязью обливали.
В июне к памятному знаку и в школьный музей приезжала делегация из Тампере – сотрудники музейного центра Ваприики. журналисты, искусствоведы. Эту встречу готовили студенты-историки Выборгского филиала РГПУ им. Герцена. Ребята со всей серьезностью, ответственно отнеслись к приёму гостей, волновались… В усадебном дворе в тот день звучала флейта – ученик Выборгской музыкальной школы Максим ПОНОМАРЕВ прекрасно играл для гостей, им понравилось.
Стратегический пункт
В 1919 году Нойшеллер умер при загадочных обстоятельствах, по официальной версии – от сердечного приступа. Но Тимо Туоминен рассказал Лилии Геращенко другую историю. Нойшеллера арестовали в Петербурге как владельца капиталистической собственности. Есть свидетельства, что за его освобождение перед Лениным ходатайствовал Максим Горький (на том основании, что на заводе «Треугольник» была очень хорошая соцобеспеченность). Когда его выпустили, Нойшеллер выехал в Суур-Мерийоки, где его ждала супруга, при нём были фамильные ценности. До усадьбы он не доехал, бесследно исчез, даже могилы его не существует. В 1923-м Корнелия решила продать усадьбу. Она предложила её Выборгу, но время было тяжёлое, и город отказался. Имение купил некий Ингман и буквально через полгода перепродал ВВС Финляндии. На полях Суур-Мерийоки был размещен аэродром, сыгравший большую роль во время Зимней войны. В главном усадебном доме расположился офицерский клуб. В Харитоново сохранились здания штабов постройки 1935-36 гг., остатки ангара. Они использовались воинской частью и в советское время. После Зимней войны здесь стояли наши лётчики. Во время войны-продолжения в здание попала бомба, случился пожар. Повреждены были крыша и верхний этаж, но позднее здание использовалось как больница. Окончательное разрушение пришлось на советский период, харитоновские старожилы ещё помнят стены усадебного дома. Когда началась война, финские лётчики эвакуировали многие предметы интерьера Лесного дворца. Они-то и стали основой выставки в Тампере. Теперь будем ждать её открытия в Лаппеенранте.
Юлия ПОДСКРЕБАЕВА
P.S. Параллельно c Суур-Мерийоки в 45 км от Хельсинки архитектурное бюро Сааринен-Гезеллиус-Линдгрен строило дом-студию Виттреск (Hvitträsk) – для себя. На этой вилле компаньоны жили и работали вместе до прекращения сотрудничества в 1905 году, когда из состава бюро вышел Армас Линдгрен. Чтобы получить представление о том, каким было Суур-Мерийоки, надо побывать в Витреске, считает Лилия Геращенко.
На сайте terijoki.spb.ru можно найти ещё больше информации и фотографий, а также прогуляться по усадебному дому в 3D.
Читайте также
-
В галерее «Эрмитаж-Выборг» открылась выставка «Сквозь призму»
-
«Фаворит» проиграл Луге
-
Полянцы представили Выборгский район на Кубке академии регби
-
В нашем городе в рамках сотрудничества побывала делегация из Великого Новгорода
-
От жителей Выборга ждут предложений по благоустройству Морского фасада
-
В Финляндии надеются изыскать возможности, чтобы не закрывать музеи