СТУДИИ ИМ. ГОРЬКОГО ПОШЁЛ ВТОРОЙ ВЕК

СТУДИИ ИМ. ГОРЬКОГО ПОШЁЛ ВТОРОЙ ВЕК
725
СТУДИИ ИМ. ГОРЬКОГО ПОШЁЛ ВТОРОЙ ВЕК

В рамках нынешнего выборгского кинофестиваля отмечался столетний юбилей одной из самых значимых и любимых киностудий страны - студии им. Горького. Гвоздями программы были музыка из фильмов, снятых на этой киностудии, и первая советская фантастическая картина по роману Алексея Толстого “Аэлита”. 

о революции киностудия называлась “Русь”; она была основана костромским купцом-старовером Михаилом Трофимовым и инженером Моисеем Алейниковым. На открытии первого съёмочного павильона Трофимов заявил: “Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр…”

Кстати, президент кинофестиваля Армен МЕДВЕДЕВ лично знал Моисея Алейникова и с большим уважением вспоминает: 

- При нём студия по праву считалась в нашей стране одной из самых сильных. Вспоминается случай, когда киностудия получила ордер на то, чтобы занять здание ресторана “Яр”. В это время в старом здании случился пожар, спасти удалось только плёнки и оборудование. Что делает продюсер, если нет ни костюмов, ни декораций, ни павильонов - зато есть готовый ресторан? Он снимает фильм “Человек из ресторана”!..

Идея юбилейного вечера - показать немое кино с живым саундтреком - принадлежит Станиславу ЕРШОВУ, в своё время работавшему директором киностудии им. Горького. Выбор остановили на “Аэлите”, вышедшей на экраны в сентябре 1924 года. Режиссёр картины Яков ПРОТАЗАНОВ собрал блестящую плеяду актёров: это Николай ЦЕРЕТЕЛИ, Юлия СОЛНЦЕВА, Николай БАТАЛОВ (дядя Алексея БАТАЛОВА), Михаил ЖАРОВ, Вера ОРЛОВА. В картине дебютировал Игорь ИЛЬИНСКИЙ. Маленькая подробность: Протазанов снял картину бесплатно, в счёт погашения долга перед своими кредиторами. На тот момент это была огромная сумма - 8.000 долларов…

Фильм пользовался огромным успехом в стране. И вот спустя 91 год кинобестселлер был показан в рамках выборгского кинофестиваля. Живой саундтрек к ленте исполнил молодой баянист Владимир РОЗАНОВ, который мастерски “комментировал” буквально каждый кадр.

Музыка - неотъемлемая составляющая любой кинокартины. Поэтому второй  частью юбилейного вечера стал мини-обзор любимых зрителями мелодий, написанных к популярным фильмам. Перед аудиторией выступил коллектив блестящих музыкантов во главе с бессменным и верным другом “Окна в Европу”, заслуженным артистом России, пианистом Алексеем ГОРИБОЛЕМ. Про-звучали произведения Микаэла Таривердиева, Альфреда Шнитке, Кирилла Молчанова. 

Значительную помощь в подготовке будущей программы оказала музыковед Вера ТАРИВЕРДИЕВА, которая подготовила для артистов целый список мелодий к картинам “Семнадцать мгновений весны”, “Доживём до понедельника”, “Король-Олень”, “Мой старший брат”, “Комиссар”, “Судьба резидента”, “До свидания, мальчики”, “Человек идёт за солнцем”…  

Неожиданным сюрпризом для слушателей явилось исполнение сонаты “1978” Альфреда Шнитке. Алексей Гориболь отметил, что идея включить её в программу была неслучайной:

- Эта знаменитая виолончельная соната, казалось бы, напрямую с кино не связана. Однако она не просто образна, она кинематографична. Причём я далеко не уверен в том, что соната “1978” когда-либо звучала в Выборге!.. 

Своего коллегу поддержал и второй исполнитель произведения, виолончелист Рустам КОМАЧКОВ: 

- Я играю эту сонату много лет и сейчас воспринимаю её как совершенство классики. Если посмотреть на партитуру, сразу бросается в глаза её красота, графичность. Говоря языком режиссёра, в ней сделана некая раскадровка. Она буквально пронизана образами и цитатами; названия тоже сами за себя говорят (“Скорая помощь”, “Дьявольский вальс” и другие).

Несколько слов ещё об одном творческом акценте. Молодой одарённый пианист, выпускник Академии им. Гнесиных Павел КОНОВАЛОВ сделал фортепианное переложение (для двух музыкантов) симфонической сюиты к фильму “Король-Олень”. По его признанию, работа оказалась достаточно сложной: нужно было максимально сохранить всю полноту партитуры, которую возможно переложить на четыре руки. Мейчас можно сказать, что в итоге у Микаэла Таривердиева появилось ещё одно самостоятельное произведение. 

Что можно пожелать студии-юбилярше? В качестве напутствия Армен Медведев подчеркнул:

- Нынешнему руководству киностудии очень важно найти опору на то лучшее, что было в истории российского кинематографа за “истекший период”. Сейчас студию имени Горького возглавляет Сергей ЗЕРНОВ; у коллектива много планов, надежд. Багаж студии огромен, но в последние годы, к сожалению, он поистощился, и его нужно воссоздать в новых картинах. 

 

Читайте также