СОРВАЛИ: РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

СОРВАЛИ:  РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
725
СОРВАЛИ: РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Руководитель общественного движения “Мемориальный парк Сорвали” Алла МАТВИЕНКО рассказала выборжцам о работе, проделанной активистами и волонтёрами в уходящем году. Встреча прошла в уютном зале Межпоселенческой библиотеки. 

Напомним, что Сорвальское кладбище - уникальный городской объект, который имеет статус вновь выявленного исторического памятника. Основано оно было в 1798 году в Российской Империи. Это многоконфессиональное кладбище, которое разделено на несколько частей: православную, где хоронили военных, кладбище Выборгского шведского лютеранского прихода, часть сельского лютеранского прихода и часть собора, располагавшегося когда-то напротив здания почты, а также  захоронения шведского и немецкого приходов (ныне Собор Петра и Павла). Земли, на которых сформировалось Сорвали,  в свое время принадлежали хозяевам усадьбы Монрепо. Здесь же когда-то были захоронены барон Николаи и его жена (позже родственники перенесли останки первых хозяев усадьбы в семейную усыпальницу). 

Сегодня на территории кладбища можно видеть деревянные дома, в которых, по словам Аллы Матвиенко, прежде жили семьи, обслуживавшие лютеранскую часть Сорвали. Поблизости находилась и приходская изба сельского прихода, в ней родственники, приехавшие издалека, готовились к похоронам, устраивали поминки. Есть на Сорвали и небольшой участок земли, на котором несколько лет назад был найден надгробный камень с надписью, высеченной на иврите. 

На православной части кладбища когда-то стояла церковь Успенья Пресвятой Богоро-дицы, приписанная к военному ведомству. Сегодня на этом месте – памятный камень. Кто-то из старожилов даже припомнил, что деревянная церковь, исчезнувшая после прохождения по кладбищу автотрассы, была выкрашена в голубой цвет и имела металлическую кровлю. 

Нынешним летом волонтёры, в том числе ребята из подростковых трудовых бригад, активисты СК “Фаворит” трудились в основном на гарнизонной православной части кладбища. Охотно помогают и ученики школы № 37: выходят на субботники, занимаются приведением в порядок могилы финского архитектора Пааво Уотилла (1861-1964 годы). По его проекту в 1914 году для финской народной школы было отстроено старое здание школы № 37. Взял шефство над могилой погибшего на дуэли подпоручика и Евгений ФИЛИППОВ. Он также помог восстановить памятник на могиле адмирала Русакова. Правда, сегодня на камне ещё нет креста, который венчал его в своё время. Алла Матвиенко подготовила документы на получение гранта на установку ограды и каменного креста на могиле адмирала. Будем надеяться, что финансирование найдётся, и идея будет реализована. 

- Прошлой зимой ко мне пришло обращение из Владикавказа от Николая АКОПЯНА, разыскивающего место захоронения своего деда, воевавшего и героически погибшего под Выборгом, - вспоминает Алла Ивановна. - Мы сделали запрос в Национальный архив Финляндии и выяснили, что дед автора письма, Николай Акопян,  находился в 64-м госпитале (Выборг) и умер 13 сентября 1941 года. Похоронили его на лютеранской части Сорвальского кладбища. Но я убеждена, что финны должны были захоронить нашего солдата на православной части кладбища. К сожалению, место могилы найти не представляется возможным, потому что сохранился только план лютеранской части кладбища. В память о воинах, лежащих на Сорвали, мы предполагаем установить мемориальный знак. Его дизайном занимается главный архитектор Выборгского района Олег ЛИХОВИДОВ, который на недавнем заседании Совета по топонимике представил проект памятника. Финансовые вопросы взял на себя председатель Совета ветеранов Владимир ОСТАПЧУК, пообещавший, что уже к следующему Дню Победы памятник будет. Будет на плите обозначено в числе других и имя Николая Акопяна. Предполагается установить памятник рядом с местом бывшей церкви. 

Обратился к Алле Ивановне и житель Пермской области, родственник которого был в финском плену. Автор письма в ходе поисков обнаружил документы эвакогоспиталя № 2309, размещавшегося в Выборге. В базе данных портала “Мемориал” значится 143 человека, находившихся в финском плену. После подписания мирного договора между нашими странами прошёл обмен пленными, и несколько советских военнопленных, которым требовалась медицинская помощь, остались в эвакогоспитале. К сожалению, от ран они все умерли до конца 1945 года и были захоронены на Сорвали. 

- Как известно, после войны всех воинов перезахоронили на Южное кладбище. В архиве я обнаружила, что 30 октября 1949 года останки были перенесены в общую могилу. Однако, сравнив списки военкомата и свои, я не обнаружила ни одной фамилии пленного. На памятной стеле Южного кладбища несколько фамилий военнопленных были добавлены уже в конце списка. Как пояснили в военкомате, фамилии на мемориале добавляются после того, как туда с соответствующими документами обращаются родственники погибших. Специалисты военкомата, удостоверившись в подлинности документов, отвечают родственникам, что захоронение с Сорвали перенесено на Южное кладбище, и вносят фамилии на стелу. То есть  ситуация такова, что фамилии значатся на одном кладбище, а останки и по сей день находятся на другом.            

Но самая удивительная история нынешнего сезона – это, конечно, возвращение на своё историческое место надгробного камня Николая Александрова, погибшего в 1855 году при обороне одного из островов Выборгского залива. Мы уже писали об этом, но напомним еще раз,  что камень был найден в лесу под посёлком Молодёжное. Место могилы помог найти архитектор Виктор ДМИТРИЕВ, который обнаружил чертёж старого кладбища (1955 год) с указанием координат могилы Александрова. В организации и установке памятника приняли участие также активисты районного отдела молодёжи и казачьей станицы “Выборгская”. 

- А недавно в сорока километрах от Выборга на так называемой линии Маннергейма, около взорванного дота, был найден ещё один могильный камень. Предпринято уже несколько попыток вывезти камень, но, к сожалению, вручную этого не сделать, а технике не подобраться. Камень этот - с могилы человека по фамилии Пентинен. В своё время он был настоятелем лютеранского храма в Уусикиркко (ныне – посёлок Поляны), а члены его семьи были смотрителями лютеранского кладбища. Естественно, имели Пентинены и своё семейное захоронение на Сорвали. Я предлагала финнам установить подобный камень, но они желают вернуть на место именно исторический. 

И в заключение Алла Матвиенко сообщила, что нынешним летом на Сорвали появилось ценное дерево – серый орех, который преподнёс в дар краевед Кирилл НИКИТИН. 

Вот так общими усилиями людей, радеющих за сохранение культуры и традиций своего города, на Сорвали ведётся активная работа. И уже  есть надежда на то, что когда-нибудь мемориальный парк Сорвали будет соответствовать своему названию. 

Читайте также