ПРАВЫЙ БЕРЕГ, СВЕТОГОРСКАЯ ГЭС…

ПРАВЫЙ БЕРЕГ, СВЕТОГОРСКАЯ ГЭС…
1117
ПРАВЫЙ БЕРЕГ, СВЕТОГОРСКАЯ ГЭС…

Когда-то давно, в детстве, бывая на правом берегу Вуоксы, я с восхищением смотрел, как на плотине (так мы с пацанами  называли Светогорскую ГЭС) река огромным водопадом с шумом улетает вниз.  Помню, тогда мне так хотелось попасть внутрь станции и посмотреть, как она работает! 

Мое  детское желание исполнилось: став журналистом, я периодически  бываю здесь. Вот и в канун Дня энергетика я снова  приехал на ГЭС. Мой собеседник – Александр САМСОНОВ, начальник электротехнической лаборатории Светогорской гидроэлектростанции. Мы знакомимся и отправляемся в небольшое путешествие по объекту.

Здесь сразу, с первых же минут ощущаешь вибрацию от работающих   агрегатов, слышишь их ровный, спокойный шум. И еще - здесь свой, совершенно особый запах… Так пахнет перегоревшее машинное масло, поясняет мой провожатый.  

Главный щит управления,  куда мы сначала попадаем, чем-то напоминает кабину космического корабля. Честно признаться, там я ни разу не был, но думаю, что выглядит все это именно так: приборы, датчики, мониторы… В это трудно поверить, но следит за показаниями приборов всего один человек – дежурный по станции. Просто загадка: как это все умещается у него в голове?

Идем, точнее, спускаемся дальше. Проходим зал с множеством всевозможных шкафов, напичканных  совершенно не знакомыми  и не понятными для меня приборами. 

«Не влезай! Убьет!» - табличка на стене недвусмысленно говорит о том, что здесь, между прочим, еще и по-настоящему опасно. Высокое напряжение чувствуется в воздухе. 110 киловольт – не шутка!

- Раньше здесь пахло озоном, - рассказывает Александр, - но после модернизации оборудования, запах исчез. 

Спускаемся еще ниже. Огромные бетонированные пространства заключают в себе оборудование, позволяющее силу реки преобразовать в электричество. Гул становится громче, а вибрация сильнее. Сейчас мы ниже уровня реки. Четыре гидроагрегата, модернизация которых шла с 2008 по 2013 год, мерно вращаются. Ощущение «иной» реальности усиливается полным отсутствием людей. Однажды  запущенное рукой человека оборудование, теперь работает как будто само собой, без всякого его участия… 

Фото сделаны, и мы на лифте поднимемся в кабинет Александра. Небольшое отступление:  высота станции равна десятиэтажному дому, а кабинет моего собеседника - на восьмом этаже. 

Мой собеседник  рассказывает, что его мечта – создать небольшой музей. Экспонаты уже есть, это  своего рода артефакты. К примеру, реле, датируемое 1936 годом. На нем даже сохранился логотип шведской компании-производителя, очень напоминающий  свастику. Позже, кстати, разработчики отказались от него. Впрочем, есть и другая версия происхождения этого загадочного символа. Это не свастика, это символ Шамбалы, как утверждают исследователи, который взяла себе в качестве логотипа компания «Энсо гутцейт» прародитель компаний «Иматран войма» и «Фортум». Реле, кстати, работает до сих пор. 

Я прошу Александра рассказать о самом запоминающемся случае, который произошел с ним за время работы на станции. 

- В 2010 году случилась серьезная авария на восточной подстанции в Санкт-Петербурге, в результате которой произошли глобальные отключения энергии по Северо-Западу, Петербург просто встал, остановилось метро… 

Наш каскад Вуоксинских ГЭС тогда выделился на питание района. Современные агрегаты устояли, а старое оборудование Светогорской ГЭС не справилось с регулированием, и агрегаты стали останавливаться… Осталось только аварийное освещение и автономное питание. А вот Лесогорская ГЭС удержалась. 

Тогда я находился на главном щите управления Светогорской станции, принял управление на себя и давал команды по включению линий электропередач от устоявшей Лесогорской ГЭС на Светогорскую, приходилось быстро оценивать обстановку, причем все происходило в кромешной темноте, - делится воспоминаниями начальник электротехнической лаборатории.

Есть одна традиция, которую наш герой неукоснительно соблюдает вот уже десять лет. В канун Нового года он вырезает  из бумаги снежинки и развешивает их в своем кабинете. В нынешнем году в них превратились герои  фильма «Звездные войны». 

Досье:

Александр Сергеевич Самсонов, 31 год. Родился и учился в Светогорске. Закончил Санкт-Петербургский технологический институт растительных полимеров. В марте 2006 года пришел работать на ГЭС-11 (Светогорск). Прошел трудовой путь от электромонтера 3 разряда до начальника электротехнической лаборатории. Эту должность он занял в 2010 году. Жена, Анастасия Самсонова, также работает на ГЭС. 

Дмитрий АНДРОНОВ

Справка.

В будущем году исполнится 70 лет со дня пуска в эксплуатацию Светогорской ГЭС Каскада Вуоксинских ГЭС ПАО «ТГК-1».

Светогорская - Энсо ГЭС возникла на приграничной территории еще в начале ХХ века как гидростанция, работающая для местных древесно-массной и бумажной фабрик, которые нуждались в электрической энергии. Станции постоянно менялась, увеличивались ее мощности, дважды инженеры переносили плотину: современный облик Светогорская ГЭС обрела уже после Великой Отечественной войны. В 1947 году на ней были пущены в эксплуатацию все 4 гидроагрегата, изготовленные на ленинградском заводе «Электросила».

Спустя 60 лет Светогорская ГЭС в составе Вуоксинского Каскада была включена в инвестиционную программу ПАО «ТГК-1»: здесь прошла масштабная реконструкция, которая позволила увеличить мощность генерирующего оборудования, повысить надежность станций, автоматизировать систему управления ГЭС и значительно снизить экологическую нагрузку на водный бассейн Вуоксы. Согласно уникальному проекту, монтаж оборудования проходил без перестройки гидротехнических сооружений — плотина и здание Светогорской ГЭС сохранили исторический вид.

В честь завершения реконструкции рядом со Светогорской ГЭС установлен памятник, элементами которого являются демонтированные части старых турбин, отработавших более полувека.

Читайте также