ПОСЛЕДНИЙ ПОДАРОК

ПОСЛЕДНИЙ ПОДАРОК
810
ПОСЛЕДНИЙ ПОДАРОК

Как известно, практически весь областной архив расположен в Выборге, в здании на улице Штурма. Поэтому жители нашего города имеют уникальную возможность знакомиться с выставками, рассказывающими о насыщенной событиями истории региона, которые специалисты ЛОГАВ готовят в рамках года истории Ленинградской области. И выставка, посвящённая 90-летию Волховстроя, – важная веха в юбилейных торжествах. Примечательно, что вначале с ней познакомились  жители Волхова, далее выставка экспонировалась в правительстве Ленинградской области, и вот третий этап – в нашем городе. 

В 1927 году, за восемь месяцев до дня образования Ленинградской области, страна торжественно отметила окончание строительства Волховской ГЭС, которая смогла полностью обеспечить дешевой электроэнергией Петроград, и, что немаловажно, многие объекты Ленинградской области. Без этой «энергетической подпитки» было бы невозможным электрическое освещение городов и поселков области, строительство  энергоемких, по тем временам, промышленных предприятий.

Мощный толчок развития 

Дешевая электроэнергия Волховской ГЭС дала толчок развитию промышленности области: в 1928 г. открыт Сясьский целлюлозо-бумажный комбинат, а в 1932 г. Волховский алюминиевый комбинат. На новые заводы приезжали специалисты с семьями, поселки расширялись, и в 1933 г. Рабочий поселок Званка и окружающие деревни объединили в город Волховстрой, который в 1940 г. переименовали в Волхов. В годы войны из блокированного Ленинграда через Волхов проходила Дорога Жизни. По ней эвакуировали людей, завозили продовольствие, а Волховская ГЭС поставляла электроэнергию.

Известно, что план электрификации России – ГОЭЛРО – тесно связан с именами Ленина, Кржижановского и Графтио – русского инженера-электротехника. Вождь мирового пролетариата не дожил до окончания строительства, однако двое других героев этой истории смогли воочию убедиться в тех революционных преобразованиях, которые произошли в Ленинградской области благодаря введению этого уникального энергетического объекта.

Документы, представленные на выставке, охватывают период с 1920 по 1926 год. Впрочем, закладка станции началась еще в революционном 1918-м, и Ленин лично очень много сделал для того, чтобы ускорить строительство. Сохранились его записи, записки, указания, говорящие об огромном интересе к строительству Волховской ГЭС. Однако после войны эти документы если и имелись в распоряжении Выборгского архива, то были переданы в Исторический архив, поэтому на нашей выставке их увидеть нельзя.

Последний проект

Можно сказать, что Волховстрой был последним проектом, в котором Ленин принимал живое участие, так как в скором времени после активного начала строительства, в середине 1921 года, здоровье вождя мирового пролетариата начало ухудшаться, и он не мог уже так много времени уделять конкретным делам, связанным с первенцем плана ГОЭЛРО. Тем не менее, когда в 1921 году Графтио и все руководство Волховстроя были арестованы ВЧК, лишь вмешательство Ленина позволило не обезглавить этот, как бы сейчас сказали «инфраструктурный проект». Это было последнее, что Владимир Ильич смог сделать для Волховстроя.

Почти на голом энтузиазме...

Документы, которые мы можем видеть на выставке, дают представление о ходе строительства, быте рабочих, технических решениях, которые впервые применялись при возведении станции. Вот цитата из интервью рабочего корреспондента Соколова, опубликованного в «Ленинградской правде» за 1924 год:

– Теснота отчаянная, бараки рассчитаны на 90 человек, а спят все 120. 

– А где же спят остальные?

– Так, например, под нарами, на земле...

«Плохо было и с одеждой, давали одни рукавицы, а работать приходилось в воде и холоде», –  жалуется другой рабочий. 

Очень интересны списки на выдачу заработанной платы. К примеру, против имени супруги Графтио стоит «без должностного оклада». И таких записей множество. Люди работали на энтузиазме, понимая, какое огромное значение имеет их труд.

Партийная скромность

Кроме газетных вырезок здесь  можно увидеть подлинные печати Волховстроя, а также приглашения на открытие. Интересно, что даты на них разные. Связано это с тем, что открытие станции несколько раз переносилось. Рядом с приглашениями в витрине представлен список высоких гостей, приглашенных на торжественный пуск станции. Характерно, что первым стоит имя Михаила Калинина, председателя ЦИК СССР, а только на семнадцатом – Сталина, генерального секретаря ЦК ВКП. В то время это называлось партийной скромностью…

Любопытно и меню праздничного обеда. Здесь про партийную скромность почему-то не вспомнили: для высшего руководящего состава стоимость обеда – 15 рублей на человека, а для простого рабочего – всего рубль, правда сюда входил еще и стакан пива.

Подобные мелочи говорят о многом, и при внимательном изучении материалов выставки посетителю открывается целый исторический пласт, свидетельствующий о том, в каких условиях жили и работали жители Ленинградской области на самой заре ее создания. Исторические документы всегда очень красноречивы. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз перечитывать труды историков, политологов и пропагандистов, которые в зависимости от политической конъюнктуры могли либо приукрасить, либо сгустить краски. Утверждение, что Россия ­ – это страна с непредсказуемым прошлым, верно только для подобных сочинений. А архивные документы никогда не лгут.

Дело жизни Генриха Графтио

Отдельный раздел выставки посвящен инженеру Генриху Осиповичу Графтио. Он еще в 1897 году предлагал использовать энергию Волхова для строительства гидроэлектростанции. Однако в то время энергетическое лобби поддерживало другую концепцию выработки электроэнергии – с помощью тепловых электростанций на угле. Однако после революции в Петрограде разразился энергетический кризис. В условиях гражданской войны в 1918 году были выделены огромные суммы только на разработку проекта Волховстроя – 17 миллионов рублей. А в 1921 году возведение Волховской ГЭС становится приоритетной стройкой Советского Союза. 

История всегда повторяется

Можно провести исторические параллели, связанные с реализацией плана ГОЭЛРО. Как бы сейчас сказали, работая в условиях санкций, в 1923 году завод «Электросила» изготовил четыре первых гидрогенератора мощностью по 7,5 МВт для Волховской ГЭС, остальные были закуплены за границей. Но уже к середине 30-х годов в стране функционировали несколько крупных предприятий. И начиная с 1934 года в импорте для энергомашиностроения СССР уже не нуждался.

Выставка в ЛОГАВ не предполагает простое созерцание экспонатов. Здесь их можно внимательно изучить и составить собственное мнение о том времени, когда наша Ленинградская область только зарождалась. И выборжцы, интересующиеся историей нашего региона, имеют уникальную возможность  представить себе все это…

Александр ВИТТ

Читайте также