ПЕТР РАЮШКИН: Я СЛУЖИЛ НА ГРАНИЦЕ

ПЕТР РАЮШКИН: Я СЛУЖИЛ НА ГРАНИЦЕ
886
ПЕТР РАЮШКИН: Я СЛУЖИЛ НА ГРАНИЦЕ
У большинства наших современников с Великой Отечественной войной ассоциируются события, происходившие в европейской части страны: сражение за Москву, Сталинградская битва, оборона и блокада Ленинграда, Курская дуга… До 1975 года в официальных источниках не афишировалась военная кампания, которую вёл Советский Союз на территории южного соседа - Ирана. Между тем политики в годы войны предрекали, что исход Второй мировой решится на Кавказе и прилегающих к нему стратегически важных территориях.

Пётр Андреевич РАЮШКИН служил на границе с Ираном в 45-м пограничном отряде с 1938 года. Осенью 1941-го заканчивался трёхлетний срок его службы по призыву, и он должен был демобилизоваться. Но грянула война… Он отлично помнит день её начала:

- В ночь с 21 на 22-е июня я был на охране госграницы. В тёмное время суток пограничники несут службу в наряде, дозоре, секрете, уходя на определённое расстояние от заставы. Я был в секрете всю ночь, в 12 километрах от заставы на стыке с участком соседней заставы. В пять утра приехал на лошадке, привёл её в порядок: расседлал, почистил, накормил. И лёг спать.

Вдруг сквозь сон слышу крики “Война! Война!” и топот по коридору. Вижу в щёлку двери - стоит наш начальник заставы, а вокруг пограничники: “Меня пошлите! Меня!”. Он им отвечает: “Если надо - пошлём”.

Пётр Раюшкин тоже написал рапорт с просьбой направить его на фронт. Но ему сказали: ты нужен здесь! В это время уже формировались отряды особого назначения из пограничников и служащих внутренних войск, входивших в состав КГБ. 26 августа отобранных опытных и решительных пограничников построили и велели быть готовыми к действиям. С наступлением ночи оседлали коней и выдвинулись на правый фланг, где их уже ждали пограничники из соседнего отряда. Раюшкина назначили командиром разведывательного разъезда. Его подчинённые наблюдатели должны были двигаться на несколько километров впереди колонны и обеспечивать безопасность прохождения основных сил. Задача была “снять” иранскую пограничную стражу и продвигаться вглубь страны, ликвидируя шпионские, бандитские и диверсионные формирования.

- На войне были такие противники, которых можно видеть: вот он в окопе, вот идёт в атаку на тебя. И были противники скрытые - шпионы, диверсанты, террористы и прочие… вот с такими мне и пришлось воевать. Конечно, танков с самолетами у нас не было, но тачанки были.

В течение полугода мы справились со своей задачей и вернулись в Советский Союз для дальнейшей охраны границы. Впрочем, выявлять и ликвидировать шпионов и диверсантов продолжали, - их оказалось немало. Мы прочесывали прибрежную полосу Амударьи, где создавались базы, прятались дезертиры, бежавшие с фронта.

За всё это время многие его товарищи были направлены на фронт, а оставшиеся обучали прибывшее пополнение. Потом опытных бойцов перебросили в Тегеран - обеспечивать безопасность встречи глав государств антигитлеровской коалиции - Сталина, Черчилля и Рузвельта в ноябре 1943 года.

В канун 1944 года нашего героя вызвали в штаб: “Ты, Петро, давно на границе, это твоя стихия. Готовься в училище”. Поступал в Алма-Ате, куда военное училище было эвакуировано из Петергофа, а после снятия блокады Ленинграда - вернулось в родные стены. В конце 1944 вместе с курсантами - новая командировка на Кавказ на борьбу с бандами националистов, готовивших торжественную встречу Гитлеру. Начало победного 1945-го - вторая по счёту встреча глав СССР, США и Великобритании в Ялте. И знакомая служба по обеспечению безопасности её проведения.

9 мая 1945 года, услышав весть о Победе, курсанты ликовали, но по уставу: командование построило всё училище, хором спели Гимн. На завтрак, обед и ужин - улучшенное меню. Делили радость будущие офицеры в основном друг с другом, местного населения в Петергофе ещё не было - половина эвакуирована, вторая погибла в войну.

По окончании училища Пётр Раюшкин был направлен в Эстонию на остров Сааремаа начальником заставы. Вспоминает, что вплоть до 1947 года там ещё вовсю шла война с “лесными братьями”. Однажды с соседнего хутора пропал местный житель. Оказалось, что лояльный бандитам бывший председатель артели при угрозе разоблачения по собственной воле ушёл в лес. Стали следить за домом. Спустя два месяца в новогоднюю ночь он всё же пришёл к жене на свой хутор.

А в это время молодой лейтенант Раюшкин вместе с женой возвращался с танцев из посёлка в трёх километрах от заставы. Вдруг видят: ракета. Пограничник поднял заставу “в ружьё”, доложил руководству и поскакал на хутор. Обшарили весь дом - нет нарушителя. Начальник штаба начал было отчитывать Раюшкина, дескать, пограничники-медведи всё проспали. И тут случайно Пётр, уже понуро идя к выходу, задел стену, которая дрогнула от лёгкого прикосновения. Оказалось, что декоративная панель маскирует вход в погреб, где и прятался “лесной гость”. Сгоняли на заставу за дымовыми шашками - выкурили!

35 лет отдал Пётр Раюшкин границе: Средняя Азия, Эстония, немного послужил под Ленинградом и - наш знаменитый Выборгский 102-й погранотряд имени Кирова, откуда вышел в отставку в 1973 году.

И сегодня, в свои 96, он брав и бодр, пишет картины и книги и готовится к 70-летию Великой Победы.

Читайте также