ПАРАДНЫЕ ВРАТА: СТЕПЕНЬ ОЖИДАНИЯ

ПАРАДНЫЕ ВРАТА: СТЕПЕНЬ ОЖИДАНИЯ
1010
ПАРАДНЫЕ ВРАТА: СТЕПЕНЬ ОЖИДАНИЯ

Дом № 7 на улице Вокзальной (здание фирмы «Хякли, Лаллука и Ко») – архитектурная доминанта, гордость и краса Выборга. Но общую  картину портит одна существенная деталь: ворота частично забиты досками, частично заделаны рифленым железом, и уж точно не скажешь, что они являются пропуском в парадный двор. А между тем со времени начала реставрации здания прошло уже 15 лет.

Реставрация

Проект реставрации фасадов и крыши Вокзальной, 7 был выполнен в 2003 году специалистами ООО «Спецпроектреставрация-Выборг», в котором трудятся на сегодняшний день четыре архитектора-реставратора – Жанна ХВАТОВА (руководитель коллектива), Татьяна ГОЛУБЕВА, Юлия КУВАЕВА, Инга АНДРЕЕВА. 

Среди работ этой организации – проекты реставрации «Провинциального архива» (1932-1933 гг., ныне ЛОГАВ, ул. Штурма, 1); «Порохового погреба» (1745 – 47 гг., ныне ресторан «Русский двор», ул. Штурма); «Пакгауза морского порта» (1899 г., ныне Выборгского морского порта, ул. Южный вал, 1); виллы Селлгрена (1913 г., п. Зимино, о. Лодочный) и многие другие. И, бесспорно, здание фирмы «Хякли, Лаллука и Ко» – одна из жемчужин этой коллекции.

Автором проекта реставрации фасадов, крыши и воссоздателем рисунков полностью или частично утраченных рельефных вставок, которыми оформлен фасад, является Татьяна  Голубева. 

На обмерном чертеже лицевого  фасада здания 2003 г. отмечена степень утрат и ущерба, нанесенных памятнику за годы ненадлежащего содержания.  

По всей вероятности, по окончании военных действий у города не хватило ресурсов восстановить рельефные вставки, поэтому нашли более экономичный способ – на декор нанесли по металлической сетке смесь, подобную асфальтовой. При реставрации эти слои снимали, расчищали поверхность, обследовали степень сохранности вставок. Предстояло восстановить более 50 изображений. На расчищенную поверхность накладывались кальки, снимались шаблоны – отпечатки рисунков в натуральную величину. Потом, уже на рабочем месте, выполнялась прорисовка рисунков, а затем уже разрабатывались варианты восстановления утраченных фрагментов вставок.    В этом помогла многократная прорисовка шаблонов, а также поиск и сравнительный с другими изображениями анализ. Так, стилистически сходные рельефные вставки были обнаружены на фасадах домов по адресам ул. Железнодорожная, 4 и  пр. Ленина, 6.

Затем калька отдавалась резчику. Он переносил с кальки на камень недостающий фрагмент, который уже на месте присоединялся к сох-ранившемуся на фасаде. Работу выполняли резчики по камню из Санкт-Петербурга, старались подобрать гранит, максимально близкий по цвету, но все же он имеет другой оттенок. Можно увидеть, если присмотреться: разница цвета в гранитной облицовке указывает на степень сохранности первоначальных декоративных рельефных вставок. 

Татьяна Борисовна обращает внимание: некоторые оконные наличники скульптор завязал сюжетом. На одном охота – волки, лось,  сверху смотрит ворон; на другом – рыбы и рак, далее – кот, собака, мыши... Рисунки проникнуты романтизмом,  в каждом заложена своя метафора. Например, в изображении воинов со щитами друг напротив друга Татьяна Голубева видит символическое изображение противостояния  добра и зла. У одного солярный знак закручен по часовой стрелке, у другого – против часовой. Молодость и зрелость, время –  вперед и время – назад... 

Современный облик

Чтобы увеличить объем здания, имевшего П-образную форму, разобрали часть восточного дворового корпуса, который находился в аварийном состоянии, и по проекту   Архитектурного бюро Игоря Ерохова и Михаила Соснило (Санкт-Петербург) восточное крыло  удлинили вдоль ул. Маяковского, замкнув каре южным крылом. Соответственно, квартиры 1, 2, 3 и 5-го подъездов находятся в исторической части здания, остальные – в достроенной. 

По проекту ООО «Спецпроектреставрация-Выборг» была восстановлена сложная форма крыши западного крыла с черепичным покрытием. Высокое чердачное пространство позволило устроить мансардный этаж.

Восстановили утраченные башенки, гранитную облицовку с наличником вокруг круглого окна, каменные балконы, раскрыли угловую нишу.

Угловая ниша

В советское время в угловой нише располагался киоск, где продавали, в разное время, газеты, цветы – это было совсем маленькое помещение – дверь, которая вела в подъезд, была заложена. При обследовании ниши реставраторы обнаружили подлинный ленточный орнамент, который впоследствии был восстановлен. Насыщенный темно-зеленый цвет окраски стен –  также первоначальный. 

Надо отдать должное хозяйке студии цветов «Преображение» Светлане САФИУЛИНОЙ: когда ей  понадобилось оградить нишу, чтобы  в ней не сидели после закрытия магазина и не мусорили, она заказала решетки. Рисунок решеток был разработан ООО «Спецпроектреставрация – Выборг» на основе архитектурного обмера элементов первоначальных металлических решеток парадного двора, сохранившихся на момент начала проектирования. 

(Интересно, что современные решетки складываются в гармошку.)   

С готовностью восприняла Светлана и предложение повесить на угол фонарь, повторяющий подлинный. В нише некогда располагалась женская фигура – седьмая, непарная. От нее остался только постамент, который используется цветочным салоном для различных композиций. Следуя примеру Свет-ланы, и другие предприниматели, чьи помещения находятся в первом этаже здания, начали в различных вариантах использовать решетки в оформлении.

Ворота

При проведении реставрационных работ секции первоначальных металлических решеток были демонтированы, взамен застройщик сделал упрощенный вариант. В данный момент у ворот не хватает двух гранитных пилонов, на месте одного из них – бетонный столб, еще послевоенный. (Основания утраченных пилонов можно видеть у входа во двор.)

– Есть возможность воссоздать эти ворота в первоначальном виде, – говорит Татьяна Голубева. – Сохранилось три скульптуры, по одной из каждой пары. Так что восстановить их не составит труда. А можно вообще заказать копии, а подлинники оставить в музейных фондах. 

Эти фигуры будущий архитектор Виктор ДМИТРИЕВ обнаружил еще в школьные годы – они среди других были свалены на Интендантской горе. После окончания вуза Дмитриев стал изучать историю города и выяснил, откуда эти скульптуры. Кстати, именно он предоставил исторические материалы для проекта восстановления дома. В данный момент одна из фигур находится в Выборгском замке, на первом этаже Винного погреба. Вторая – в большом подвале под башней святого Олафа. Как сообщил главный хранитель фондов Выборгского музея-заповедника Андрей Смирнов, скульптуры еще в начале 1990-х были оформлены в фонд музея. А по закону предметы, которые были занесены в основной фонд музея до 26 мая 1996 года (именно тогда был принят федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», определяющий процедуру включения в состав музейного фонда РФ), являются федеральной собственностью. Поэтому, если пойдет речь о том, чтобы вернуть фигуры на историческое место, нужно будет получать разрешение в Министерстве культуры РФ.

ТСЖ

Анатолий БЕЛОКОНЬ живет в доме с 2011 года и уже три года является председателем товарищества собственников жилья. ТСЖ в доме было создано изначально ЗАО «Пятый элемент» (долгое время им руководил Владимир ГУДЫНО, представитель застройщика и собственник квартиры). 

– Жильцы у нас дружные и свой дом любят. Летом украшают балконы цветами, зимой елку во дворе ставим. В новогоднюю ночь собираемся у нее все вместе…

– Дом был сдан с недоделками, – рассказывает Анатолий Анатольевич. – Авторский надзор осуществляла компания «Альменда», но еще до завершения реконструкции она отказалась от своих полномочий из-за отклонения от проектной документации. Поскольку компания «Пятый элемент» прекратила свое существование, вся тяжесть недоделок легла на плечи собственников жилья.

Лифты в доме были установлены, но не работали. Только в 2015 году решением общего собрания мы привлекли специалистов «Лифтремонта» и регионального центра сертификации, и пуск, наконец, был произведен. В 2009 году «Пятый элемент» выделял 600 тыс. рублей на ремонт парадных, однако их хватило только на 3-й и 5-й подъезды. Я живу в 4-м, но даже больше переживаю из-за того, что ремонта нет в первой парадной, где жила семья Лаллука, там же располагается и резиденция финского центра искусств «Салмела». Но больше всего мы устали смотреть на это безобразие с воротами. Я узнал, что ТСЖ имеют право на получение бюджетных субсидий на содержание и ремонт общего имущества на свой расчетный счет. И обращался с этим вопросом в администрацию. Мне ответили: для получения субсидии необходим проект. В ООО «Спецпроектреставрация-Выборг» есть эскиз ворот, на основе которого можно сделать рабочий проект. Традиционно в марте мы проводим собрание, на котором утверждается смета на год. Тогда и вынесем вопрос о подготовке проекта на голосование. В случае согласия жильцов будем составлять смету и собирать деньги на проект. Фигуры – дело второстепенное. Для начала нужно хотя бы решетку восстановить, этот уродливый послевоенный столб убрать, восстановить утраченные пилоны. В нашем карьероуправлении сообщили, что они выполнены из местного гранита, возможности для воссоздания  есть, так что все реально сделать…

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Архивные фото предоставлены ООО «Спецпроектреставрация-Выборг»

Реполанкату/Вокзальная/7

Четырехэтажное каменное здание фирмы «Хякли, Лаллука  и Ко» было построено в городском районе Репола (на Реполанкату, 7) в 1905 году по проекту финского архитектора  Алана Шульмана и считается выдающимся образцом архитектуры северного модерна. В  оформлении фасадов использованы декоративные вставки с изображением рыб, птиц, растений в исполнении скульптора  Эмиля Халонена. Высокой художественностью отличалась ограда парадного двора: между гранитными пилонами были установлены легкие металлические решетки, а на пилонах – три парные женские гранитные скульптуры, также работы Эмиля Халонена.

В войнах зданию был нанесен такой сильный ущерб, что оно вошло в списки разрушенных. В 1947 году был выполнен капитальный ремонт дома с приспособлением под коммунальное жилье. Первоначальный облик фасадов был значительно искажен, утрачены сложная форма крыши над западным крылом здания, часть балконов, островерхие башни в центре западного крыла и над выступающей во дворе лестничной клеткой. Два центральных пилона ворот парадного двора, сами ворота и скульптуры демонтированы. При перепланировке утрачены все печи, декоративное убранство помещений, заложена часть оконных и дверных проемов. Но все же здание сохранило основные стилевые признаки.

В конце 1980-х дом был расселен для капитального ремонта, но работы не были проведены, и здание долгое время не эксплуатировалось. В 1992 году объект был продан ТОО «Звезда» (Ростов-на-Дону) и в течение следующего десятилетия пришел практически в аварийное состояние. В 2002-м здание купило ЗАО «Пятый элемент», после чего и началась его реставрация... 

Один из владельцев фирмы «Хякли, Лаллука и Ко» Юхо Лаллукка был известным меценатом. Он финансировал городской драматический театр и другие культурные проекты. После смерти Юхи предприятием управляла его вдова Мария Лаллукка. У супругов не было детей. После смерти Марии на завещанные ей средства в Выборге была построена библиотека по проекту тогда еще неизвестного архитектора Алвара Аалто. Интересно, что надгробный памятник супругам Лаллукка тоже создал скульптор Эмиль Халонен. Надгробие было вывезено в Финляндию в 1986 году, сегодня его можно увидеть на Старом кладбище Лаппеенранты.

Читайте также