ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
1460
ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Слово «телевидение» происходит от греческого «далеко» и латинского «вижу». Как известно, это комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние. О том, как развивалось отечественное телевидение, могут рассказать и документы ЛОГАВ... 

Изобретатель телефакса

Основы передачи рисунка на расстояние были заложены ещё в 19 веке созданием электрического телеграфа российскими учёнными Павлом Львовичем Шиллингом и Борисом Семёновичем Якоби. Реального воплощения этого чуда добился российский и советский изобретатель Ованес Абгарович Адамян. Один из прародителей современного телевидения, являлся автором свыше 20 изобретений (главным образом, в области телевидения и фототелеграфии) и системы фототелеграфии с использованием промежуточного клише. В 1908 году изобретатель запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов, который назвал “Приспособление для превращения местных колебаний светового пучка, отраженного от зеркала осциллографа, в колебании яркости трубки Гейслера”. Позже он получил аналогичные патенты в Великобритании, Франции и России на “Приемник для изображений, электрически передаваемых с расстояний”. Аппарат представлял собой две газовые трубки (белую и красную), передававших сигналы соответствующего цвета. Кроме того, аппарат не мог передавать движущиеся кадры. Большая часть документации и сам аппарат погибли во время бомбардировок Мюнхена в годы Второй мировой войны.

В 1918 году мастер собрал установку, способную демонстрировать черно-белое изображение (статичные фигуры). В России подобное изобретение не знало аналогов. За достижения в данной области автор был удостоен награды ВСНХ. Это явилось большим шагом в развитии телевидения. В 1925 году Адамян получил патент на трёхцветную электромеханическую систему телевидения. Данная система позволяла передавать цветные изображения на расстояние при помощи диска с тремя сериями отверстий. При вращении диска три цвета сливались в единое изображение. Первые пробные передачи были продемонстрированы в Ереване. Аналогичная система за рубежом была продемонстрирована только спустя 10 лет в Великобритании изобретателем Джоном Байрдом. 30 июня 1930 года Адамян осуществил приём первой фоторадиограммы между Москвой и Ленинградом.

Телефот Полумордвинова

Создание телевидения большинство из нас связывает с именем В. К. Зворыкина. Однако широко известны, к сожалению, лишь те имена, которые занесены в энциклопедии, биографические словари, некоторые же несправедливо забыты. В январе 1927 года в Комитет по делам изобретений при ВСНХ СССР поступило прошение из Вятки от инженера-электрика Александра Апполоновича Полумордвинова. Вот что инженер сообщал: “20 ноября 1926 г. я отправил в Комитет 4 прошения с просьбой выдать справки о неимении препятствия к патентованию за границей моих изобретений: гальванический элемент для карманных фонарей, способ плавки чугуна и бронзы, телефот”. Далее инженер сообщал, что для первых двух изобретений нет препятствий для патентования за границей, но третье – телефот  вызвало сомнение у научной комиссии. А ведь это то, над чем вятский инженер трудился всю свою жизнь. 

С 1898-1899 гг. и до конца своих дней А. Полумордвинов трудился над созданием аппарата, который назвал “телефот”, для передачи движущегося цветного изображения на расстояние. Преподавая технические дисциплины в Казанском промышленном училище, молодой специалист дни и ночи посвящал работе над созданием проекта. Вскоре представилась возможность, что называется, обнародовать своё детище. 

В декабре 1899 года в Петербурге начал работу первый Всероссийский электротехнический съезд. Александр Полумордвинов взял командировку за свой счёт и отправился туда. Выступив с докладом по своему проекту, изобретатель нашел единомышленников в лице других представителей науки. Так, например, московский изобретатель Порфирий Иванович Бахметьев работал над проектом движения сканирующего устройства по спирали, но не предложил конкретного механизма получения изображения. Эту идею развивал студент Берлинского университета Пауль Нипков, который предложил установить в передатчике и в приёмнике два одинаковых металлических диска. Диск помещался между плоскостью оптического изображения и фотоэлементом. На каждом диске планировалось сделать 30 отверстий, расположенных по спирали. Это давало возможность развернуть изображение в такой последовательности, чтобы каждое отверстие считывало только одну строку, в то время как следующее отверстие начинает читать другую. Спустя 30-35 лет эти диски станут неотъемлемой частью системы телевидения.

Александр Полумордвинов, работая над своим изобретением, совершенствовал его, привнося новое. В отличие от модели Нипкова, русский инженер собирался поместить в передатчике между плоскостью оптического изображения и фотоэлементом два диска с более сложными прорезями. Один диск вращался с небольшой скоростью, другой с большой. Оба диска имели прорези. Каждая прорезь позволяла сканировать одну строку изображения, передавая её с помощью другого диска. Это позволяло более быстро менять картинку передающегося изображения. Для получения цветного изображения число прорезей на дисках должно быть обязательно кратно трём и перекрываться попеременно стёклами (светофильтрами) красного, зелёного и фиолетового цветов. Во втором варианте вместо дисков были применены два концентрически расположенных цилиндра, вращающихся на одной оси. Третий вариант проекта предусматривал вместо дисков две призмы с одинаковым количеством зеркальных граней, которые вращались на взаимно перпендикулярных осях. С предложением своего проекта А. Полумордвинов выступил в апреле 1900 года на заседании 6-го отдела Русского технического общества. Изобретателю удалось побывать на Всемирной выставке в Париже. Военный министр А.Н. Куропаткин выделяет инженеру сумму в размере 2 тыс. рублей на изобретение. Однако в России ни один электротехнический завод не взялся за реализацию проекта “телефота”, поэтому изобретатель отправился в Париж в электротехническую мастерскую Дюкрете. Но и там работа не удалась, так как необходимо было постоянное присутствие автора для контроля над созданием аппарата…Пройдя ряд мытарств и чиновничьих проволочек, Полумордвинов получил отписку: “Правительство не ручается ни в принадлежании изобретения и усовершенствования просителю, ни в пользе оных, но выдачей сего патента удостоверяет, что на упомянутое изобретение прежде всего никому в России не было выдано привилегии. Патент на привилегию № 10738 от 27 февраля 1906 г. выдан за надлежащим подписанием и приложением гербовой печати”.

Развитие Отечественного телевидения

Первый отечественный звуковой фильм “Путевка в жизнь” вышел в 1931г. Однако ещё  1920 году  петроградский инженер-электрик Валентин Иванович Коваленков предложил идею совместить кинопленку с “телефонографом Паульсена” - непрерывно движущейся стальной проволокой, на которой магнитным путем записан звук. При этом звук может извлекаться либо отдельным устройством, работающим синхронно с киноаппаратом, либо проволока впаивается непосредственно в край киноленты. Рецензию на изобретение дал основоположник электронного телевидения Борис Львович Розинг. 

Изобретение немецкого инженера Георга Зейбта “Говорящий аппарат” 1924 года предполагало использование в телефонных трубках и микрофонах в качестве мембраны тонкую алюминиевую пластинку, имеющую сводчатую форму. Впервые подобный конденсаторный микрофон был изобретён инженером  Эдуардом Венте в 1916 году. Предложенный Г. Зейбтом способ крепления мембраны был признан оригинальным и в 1924 годы ему был выдан патент на изобретение.

Создателем первого советского телевизора стал научный сотрудник Всесоюзного электротехнического института Семён Иссидорович Катаев. Именно он впервые создал электронно–лучевую трубку с накопителем зарядов и зарегистрировал своё изобретение 24 сентября 1931 г., Спустя неделю, 1 октября 1931 г. в Москве в студии на улице 25 октября состоялась первая в СССР телепередача. Двумя месяцами позже в США русский эмигрант Василий Константинович Зворыкин подал подобную заявку. Тогда в Москве уже шли телепередачи чёткостью в 30 строк. Хотя изобретатели жили в разных частях мира, за их плечами была одна и та же русская электротехническая школа, прославленная именами Столетова, Лодыгина, Яблочкова, Розинга…

Читайте также