ОДНА ИЗ СТРАНИЦ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

ОДНА ИЗ СТРАНИЦ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
4805
ОДНА ИЗ СТРАНИЦ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

В открывшемся в Доме молодёжи к 70-летию Великой Победы зале воинской славы отражены все периоды выборгской боевой истории. Есть здесь и раздел, посвященный лагерю для военнопленных №6, базировавшемуся в городе с осени 1941-го по весну 1944-го, и его подразделению Тиенхаара. 

Во время Великой Отечественной войны лагерь для военнопленных № 6 располагался на пространстве между так называемым Красным домом (у “Карусели”) и современной территорией Выборгской межрайонной больницы. В финских архивах сохранилась фотография устроенных здесь бараков. По разным данным, суммарно в лагере содержалось от одиннадцати до семнадцати тысяч пленных. Причём последняя цифра представляется специалистам наиболее вероятной. Есть также данные и об общей численности советских военнопленных, находившихся в финских лагерях по всей стране - это около 70 тысяч человек.

В Ленинградском областном архиве в Выборге имеются документы 64-го военного госпиталя, в котором лечились военнопленные - десять тетрадей, в каждой - список на тысячу человек. То есть, согласно этим книгам регистрации и учёта больных, 10 тысяч военнопленных из семнадцати побывали в лазарете. Судя по копии одной из страничек, - писарь был русским, записи делались каллиграфическим почерком. Дата начала журнала 22 декабря 1941 года, окончания - 29 июня 1943-го. Можно предположить, что это дата прекращения деятельности госпиталя. 

Рассказывает заведующий выставочным залом “Выборг - город воинской славы” Владимир БЫКАЧЕВ:

- Журнал учета содержит данные о датах поступления и выбытия, диагнозе. Далее указано, переведён ли выздоровевший обратно в лагерь или он умер. По нашим с Виктором Фёдоровичем Пантелеевым (прежним директором ЛОГАВ) предварительным подсчётам умерших - около восьмисот человек. 

У лагеря № 6 были подлагеря. Самый крупный из них - Тиенхаара - располагался на территории современного Калининского микрорайона Выборга вблизи железнодорожной станции Пригородная. Лагерь Тиенхаара в свою очередь подразделялся ещё на восемь частей. Военнопленные были заняты на сельскохозяйственных работах и лесозаготовках - насчитывалось до четырёхсот трудовых бригад.

По спискам, предоставленным Красным Крестом, в Тиенхааре умерло 2029 человек. Умершие заносились в одну сводную ведомость. Сформировалось суждение, что все эти люди похоронены в одном месте. На самом деле наших военнопленных, работавших в разных местах Карельского перешейка, хоронили там, где они умирали. Никто не свозил их в одну общую могилу. Безусловно, есть большие захоронения по 100-200 человек и вблизи Калининского микрорайона, но точное место их расположения ещё предстоит установить. Но однозначно - это не 2029 погребённых.

Второй миф, который вначале и я считал реальностью: неподалёку от места расположения лагеря есть посёлок Лесной Кордон, где расположены вырубленные в скалах штольни. Предполагалось, что в этих объемных помещениях и содержались военнопленные. На самом деле там температура плюс 1-3 градуса, и отсутствует вентиляция. Круглогодично находиться в таких условиях военнопленные не могли бы. Да и не только военнопленные, там ведь должны были бы быть и надзиратели, и другие служащие. Согласно справке финского Объединения по увековечению памяти, в этих пещерах располагался склад боеприпасов.

Рассуждаем логически: судя по архивному фото, лагерь в Выборге был барачным, согласно финской справке, военнопленные в Тиенхааре содержались в аналогичных условиях - бараках, построенных ими самими. Не могли финские военные держать пленных в скалах, а боеприпасы - в утлых бараках, которые могли быть разбомблены при любом авианалёте. 

Мои мама, тётя, дедушка и бабушка были в финском плену в Петрозаводске в течение четырёх лет. Там было шесть лагерей, и все военнопленные и пленные из числа мирного населения жили в бараках. Я не думаю, что под Выборгом ситуация была другой. 

То есть практически со стопроцентной уверенностью можно сказать, что в пещерах хранились боеприпасы, а военнопленные жили в бараках на территории современного Калининского микрорайона и восьми его подлагерях. 

За несколько десятилетий Выборгской районной администрацией было сделано немало запросов в финские инстанции относительно мест захоронений военнопленных. В прошлом году впервые финское Объединение по увековечению памяти погибших на войне дало ответ с большим объёмом информации. Специалисты полагают, что решающую роль в готовности наших соседей предоставить максимально полную информацию по советским погибшим сыграла возросшая заинтересованность в сохранении своих мемориальных зон. Так называемые финские кладбища героев расположены в Гончарово, Кондратьево и других населённых пунктах Выборгского района. Возможным катализатором этого процесса стала новостройка у бывшего кладбища в Гончаровском поселении. 

Согласно справке финского Объединения по увековечению памяти погибших на войне, в марте 1943 года в Тиенхааре содержался 961 человек. Все они работали (по данным на лето 1943 года) в Сяккиярви (Кондратьево), Наятиля (Овсово), Тали (Пальцево), Юкспяя (Селезнёво), Вахвиала (Яшино), а трудовые бригады - и в других местах. В сентябре 1943 года участок, располагавшийся в Раутакорпи (вблизи Калининского микрорайона) вместе с военнопленными был переведён в Лююкюля (восточный выезд из Выборга, в районе бывшего поста ГАИ).

У подлагеря № 1, располагавшегося, как и основной, в Выборге, были подразделения в Инкиля (нынешнее Зайцево), Куусаа (Климово), Кярстиля (Улыбино), Нуораа (Соколинское), Перо (Перово), Сяйниё (Черкасово) и Уурас (Высоцк).

- То, что мы получили полный список военнопленных, погибших в лагере “Тиенхаара” вместе со всеми его подразделениями - заслуга Лидии Андреевны Смуневой, дочери красноармейца Андрея Иосиповича Смунева, умершего в Тиенхааре 14 марта 1942 года. Однако, по финским данным, только вблизи Выборга захоронения производились в трёх местах: на кладбище Сорвали (251 военнопленный, умерший в госпитале); на кладбище в Тиенхааре, основанном в начале 1942 года (1904 военнопленных); на перекрёстке дорог в районе бывшего поста ГАИ (125 человек).

Большая часть документов безвозвратно исчезла. Как уточнено всё в той же справке Объединения по увековечению, “архив лагеря военнопленных № 6 был почти полностью уничтожен во время обстрела эвакуационного поезда на станции Эту-Симола 20 июня 1944 года. В этот же день во время бомбардировки на станции Симола погибли 25 военнопленных. Они похоронены в Лаппеенранте”.

- Увековечить в граните весь список на 2029 погибших военнопленных и создать единый мемориальный комплекс можно и в Малиновке (Лесной Кордон) рядом с памятным знаком. Но чтобы информация была максимально объективной, надо ещё выверить тот самый госпитальный список на 10 тысяч человек; возможно, что указанные там имена умерших уже имеются в сводном списке, а может статься, что он будет дополнен. Так что впереди ещё немало работы.

Читайте также