О ЧЁМ РАССКАЗАЛИ КОНТОРСКИЕ ПАПКИ

О ЧЁМ РАССКАЗАЛИ  КОНТОРСКИЕ ПАПКИ
1406
О ЧЁМ РАССКАЗАЛИ КОНТОРСКИЕ ПАПКИ

Высоченные стеллажи с чертежами и книгами, заваленные бумагами столы… Рабочий кабинет архитектора Виктора ДМИТРИЕВА находится в доме, построенном в самой высокой точке Старого города. Из его окон в ясную погоду виден Высоцк. И именно на этом месте стояла когда-то первая городская ратуша. 

Уникальное место

Если точнее, то средневековая ратуша была расположена во дворе нынешнего дома № 10а по улице Сторожевой башни. Дата постройки неизвестна, но это произошло после того, как Выборгу в 1403 году был дарован статус города: тем самым он получил право иметь магистрат, а значит и ратушу. А в 1643-м для нее уже было построено новое двухэтажное здание по  ул. Крепостной, 2. 

Немногие знают, что подземные своды первой городской ратуши до сих пор сохранились, только они засыпаны, находятся под землёй, над тем местом во дворе жильцы дома ставят свои машины. До войны ещё существовал надземный ярус, он использовался под склады, что явствует из финских исследовательских материалов (обмеров, фотографий), выполненных неким Паулем Семёновым в 1934 году. В советские годы постройка была снесена. 

- А наш дом строился как доходный для купца Фёдора Сергеева. Спроектировал его в 1885 году архитектор Якоб Аренберг. -  рассказывает Виктор Дмитриев. - Здесь, к примеру, снимали апартаменты немецкие купцы, торговцы скобяными изделиями Старкйоханы. И я даже  имел случай где-то под Лахти быть в гостях у того самого Старкйохана, который ребёнком жил с родителями в  этом доме. Он поделился воспоминаниями о своём детстве, рассказал, как в гости к его родителям приезжала в колёсном экипаже баронесса Мария Николаи. Во время войны  здание пострадало, от него остались только несущие стены. После войны дом восстановили, надстроив четвёртый этаж, вследствие чего он утратил свой первоначальный вид. 

Изучением истории дома, в котором он живёт с супругой Эльмирой Анваровной с начала 2000-х, архитектор пока не занимался вплотную. А вообще-то у него на стеллажах целый архив – здесь на каждое здание Старого города заведена отдельная конторская папка.

Зона прав и ответственности

…На заре карьеры Виктору Дмитриеву невероятно повезло. В 1973 году ему, выпускнику «Мухи», Дмитрий Фридлянд, руководивший архитектурной мастерской № 2 «Ленгражданпроекта», доверил элитный объект - проект реставрации и приспособления заново под ресторан Круглой башни (впервые она была приспособлена для этой цели Уно Ульбергом в 1923 г.). 

Родился Виктор Васильевич в Кронштадте, в Выборг приехал 9-летним с родителями в 1953 году, когда открывался ВСЗ. Учился в 13-й школе. Как уже было сказано, получив образование в Питере, вернулся в Выборг и долгое время работал в выборгском филиале  института «Ленгражданпроект». Параллельно возглавлял архитектурную секцию местного отделения Общества охраны памятников (напомним, что в секции исторических памятников председательствовала Зинаида Новосёлова, а в секции пропаганды – Евгений Кепп). Там-то Дмитриев и начал вести учёт архитектурных памятников: работал в архивах, кое-что переводил. 

В 1991-м он стал инспектором по Выборгскому району Ленинградской областной инспекции охраны памятников и состоял в этой должности до выхода на пенсию в 2004 году. Инспекторы, закреплённые за всеми районами области, работали в Петербурге, и лишь Выборгский занимал особое положение: здесь было создано местное подразделение. Под началом Дмитриева были ещё два специалиста – архитекторы Нелли Ли и Нина Дергачёва. Время их работы выпало на горячую пору – шёл болезненный передел собственности. Первичная приватизация исторических зданий осуществлялась под контролем инспекции, ведь возникновение частных прав на объект культурного наследия должно сопровождаться охранными обязательствами. Приходилось оспаривать незаконную приватизацию в суде, бывало, что здание отбирали у нового владельца. Конфликтная была работа, бурное было десятилетие. 

- В советском  государстве частной собственности на землю не существовало, а весь мир уже давно знал, что здание от земли неотделимо.  В результате у нас сначала шла приватизация здания, потом -  процесс передела земли. Землёй занимались одни органы, зданиями – другие. Большинство владельцев квартир даже не задумываются, что у их домов есть своя историческая территория, а, следовательно, они имеют на неё право. Сейчас мало кто знает, где границы этой территории, участки юридически не сформированы – и это  одна из болевых точек Выборга.

Мы часто слышим, что тот или иной дом в Выборге построен акционерным обществом. Взять хотя бы дом № 11 по улице Крепостной, который все привыкли называть домом Говинга (в народе ещё бытует вариант «домус-Говинга»).  На самом деле  этот дом был построен акционерным обществом «Домус», а книготорговец Виктор Говинг был лишь одним из акционеров, которые «скинулись» и построили доходный дом. Часть помещений принадлежала каждому из них, а часть была в общей собственности и сдавалась внаём. Изначально во всех доходных домах были спроектированы встроенные помещения, а не только квартиры. Доходы от  их аренды шли в общий котёл. За счёт этого дом содержался и не висел на муниципальном бюджете. 

- Кстати, у нас в архиве есть документы по всем выборгским акционерным обществам, в том числе и по «Домусу» - уставы правлений, протоколы собраний. Там перечислено, кто сколько денег вложил в уставный капитал, какой имел чистый доход от сдачи внаём квартир и встроенных помещений.  И это было нормой бытия. У нас же начали с приватизации встроенных помещений, а потом уже люди  оформляли приватизацию квартир. Вот и получилось, что у жильцов нет экономической базы для содержания дома. Если мы хотим, чтобы процесс, прерванный историей, был восстановлен, то  должны осознавать, что вся территория  двора – это зона наших прав и ответственности.  А мы всё ещё считаем, что нам кто-то должен.

Глубоки их корни

Выборг ценен именно тем, говорит Дмитриев, что на его территории исторические границы земельных участков известны и существуют внутри кварталов ещё со средних веков. Других городов с такими планировочными пластами, межевыми границами в России просто нет. В Выборге интересны не только сами дома, но и история земельных участков, на которых они построены, ведь её можно проследить от глубокого прошлого. К примеру, много веков назад здесь жил человек, имел небольшое подворье. Шли десятилетия, столетия, участок переходил от отца к сыну, от владельца к владельцу, но оставался в пределах очерченной когда-то территории. И вот в 19 веке его разбогатевший владелец решал построить на этом месте многоквартирный дом. Постройку втискивали в этот земельный участок, что и определяло будущие очертания дома. По закону даже нельзя было делать окна на брандмауэре  - глухой противопожарной стене здания, обращённой в сторону соседа, - так как сосед тоже мог захотеть построить на своём участке большой высокий дом.

- Посмотрите на наш двор, - показывает Виктор Дмитриев из окна. – Видите? Снег на площадке частично растаял. А почему? Да потому, что там находится подвал и значит  историческая граница соседнего дома. Следовательно, машины жильцов соседнего дома стоят на площадке нашего двора "незаконно". Теоретически, все эти права можно обосновать на основе исторических планов. 

Задачка с неизвестными

На столе у Дмитриева разложены обмерные чертежи и фотографии Часовой башни. Сейчас его увлекает  загадка: кто спроектировал верхний ярус башни, надстроенный в эпоху Екатерины Второй? В Выборге был осуществлён  один из многих по всей России схожих проектов в духе так называемой палладианской архитектуры. И что самое интересное, по всей России часто неизвестно, кто их делал. 

- Чем дальше ковыряешь, тем больше вопросов. Затягивает. Но моё преимущество в том, что я не ограничен во времени, потому как на пенсии. Езжу работать в Центральный исторический архив. Сейчас склоняюсь к мысли, что это итальянский архитектор Джакомо Тромбара…

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читайте также