Отец ушел на войну и не вернулся

Юрий Каплин у отцовской могилы
1240
Отец ушел на войну и не вернулся

Это было 77 лет назад, но сын помнит тот день...

Всякий раз, когда кто-то находит информацию о своих отцах, дедах или прадедах, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны – это большая удача. Это надежда для тех, кто всё ещё ищет.

Павел Каплин ушел на фронт в самом начале войны. 2 августа 1941 был ранен, а на следующий день умер. В похоронной книге 233-го медсанбата 115-й стрелковой дивизии значится ориентир его могилы – «местечко Кирву 300 м от стадиона». Родные Павла Каплина о том, где сложил голову в возрасте 29 лет их защитник, узнали только спустя 72 года.

 

Юрий Павлович – средний из трёх сыновей солдата – приезжал в посёлок Свободное (до 1948 года Кирву) на могилу отца.

 

Осталась с тремя сыновьями-помощниками...

– После того, как пришло известие, что отец пропал без вести, жить стало трудно, из дома всё пришлось распродать… Осталась одна отцовская рубашка. По праздникам мы с братьями договаривались, чья очередь надеть отцовскую рубаху, и мама доставала её. Материал с желтизной был на ощупь как шёлк...

В 1941-м Юре было пять лет. Они жили в Куйбышевской области, в селе Араповка. Продержаться с тремя ребятишками помогала корова.

– Мать сама косила, мы как могли помогали ей. Она приговаривала: сыночки, надо, а то мы зиму не перезимуем.

Помню, почтальон по селу пройдёт, бабы сбегутся… не плач стоит, а вой… А когда кто израненный придёт домой, так бабы все с расспросами: «моего не видал?» Трудно было всем…

Семье помогал дед, он работал в леспромхозе в 30 км от Араповки и привозил внукам скромные подарки: то шапку, то что-то из одёжки, на месте латал им валенки. Наведёт немного порядок в доме, приложит мужскую руку, где что надо подремонтировать, и снова на работу, на лесоповал.

 

Воспоминания о счастливой поре

До войны отец, как и все мужчины в селе, работал на лесозаготовках, со своими лошадьми вывозили лес. На переработке был установлен «паровик», который распиливал поваленные деревья на шпалы. Делали на небольшой речке запруду. Потом, когда уже было заготовлено достаточно, сплавляли заготовленные шпалы вниз по течению до станции Чуфарово.

Однажды, вспоминает Юрий Павлович, отцу выдали в качестве премии велосипед:

– Это такое событие было!.. Вечером возле дома собирались мужики, катались, толкали друг друга, падали, смеялись… Балалайку нам отец купил, и все ребятишки в округе играли по очереди – инструмент-то простой. Ещё одно яркое воспоминание: отец приобрел радио, и вечером к нам сходились соседи, усаживались на скамье. Курили самосад и спорили: кто же там разговаривает? Кто-то предположил: наверное, там маленькие железные человечки…

На престольный сельский праздник Троицу собирались большой компанией в несколько семей. Всей гурьбой поочередно переходили от дома к дому – там поедят, попоют, попляшут, потом перемещаются в другой дом. И так на весь день, пока всех не обойдут.

 

Суровое военное детство

...Фронт приближался.

– В то время все взрослые, которые не на фронте, работали на окопах, дома оставались только дети да наши заботливые бабушки. Мы, парнишки, знали, какая трава съедобная – анис, медуница, заготавливали ягоды, грибы. А вечером, бывало, сидим на крылечке и прислушиваемся, как со стороны села Бутырки нарастает гул самолётов, виднеются их силуэты на небе. Мать даже домой не отпускали с рытья окопов… Кого-то  одного отпустят на побывку, он на пять-шесть человек наберёт по домам еды. Помню, бабушка приготовит капусту, заморозит её колобком, и передает туда...

Мама, Мария Петровна, замуж так и не вышла, надеялась, верила. Ее не стало в 71 год…

Юрий перебрался в Подмосковье в начале 60-х, после службы в  армии. Тогда специалисты-строители были в большом почёте – в городе Фрязино массово возводились научно-исследовательские объекты для оборонки (это и теперь наукоград с численностью населения более 60 тысяч). С гражданской стройки Юрий Павлович перешёл служить по строительной специальности в воинскую часть, платили хорошо, со временем дали квартиру, в которой он и живёт до сих пор.

 

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также