НЕТ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ, ЕСТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ ВЗРОСЛЫЕ

НЕТ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ,  ЕСТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ ВЗРОСЛЫЕ
732
НЕТ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ, ЕСТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ ВЗРОСЛЫЕ

«Помогая, ты не становишься святым. Ты становишься нормальным». Это девиз выборгского благотворительного фонда «Дикони», помогающего семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Фонд активно взаимодействует с органами опеки, уполномоченным по правам ребёнка, комиссией по делам несовершеннолетних. 

С 1994 года в Выборге осуществлял помощь детям диаконический фонд города Лахти. С латыни «диакония» переводится как помощь нуждающимся. Дети, слыша, как финны используют это слово в разговорах между собой, стали называть место своего пребывания «Дикони».  Когда в 1999 году выборгское отделение получало юридический статус, детское название оставили. С 2010 года «Дикони» – российский фонд. Нынешний директор Виктория ШУТОВА руководит им с 2013 года. 

Здесь работает центр дневного и ночного пребывания, в котором находится около двадцати детей; ещё полутора сотням семей по району фонд постоянно оказывает помощь.

Не обрывая корни 

Все социально незащищенные семьи общаются между собой и с помощью «сарафанного радио» узнают о том, что у нас можно получить помощь. Здесь мы кормим и одеваем детей, собираем их в школу, устраиваем для них праздники, вывозим на экскурсии. Но наша цель – это не заменить ребенку дом, не забрать его из семьи, а нормализовать условия его существования в семье. Поэтому мы предъявляем родителям жёсткие требования. Если они хотят, чтобы ребёнок находился в «Дикони», они должны: прекратить пить, хотя бы при детях, найти работу и, если требуется, посещать нашего психолога. Мы оставляем за собой право приходить к ним в любое время и проверять, как живёт ребёнок, есть ли дома еда. 

Ситуации разные бывают. Иногда люди за короткий срок встают на ноги и забирают детей домой. Это, как правило, погорельцы или семьи, в которых случилась трагедия.  Например, у нас была семья, в которой отец погиб в аварии, мать была в тяжёлом состоянии, опекунство над детьми взяла бабушка. Мы помогали, пока мать не вышла на работу. 

Наши родители в большинстве своём не плохие люди, часто тоже с опытом трудного детства и неповзрослевшие, сами как дети.  Вообще, я не пользуюсь понятием неблагополучная или асоциальная семья. Это не у семьи проблемы с социумом, а у социума проблемы с ней. Однажды опытный психолог сказал мне одну вещь, с которой я долго не могла смириться: родитель делает для своего ребенка лучшее, на что он способен в данный момент. Поэтому зачастую оставить детей в «Дикони» для таких родителей – это лучшее, что они могут сделать. 

Сейчас у нас есть  семья, которой мы пытаемся помочь уже три года. Мы безуспешно бьёмся за то, чтобы родители бросили пить и устроились на работу. Мы были вынуждены обратиться в органы опеки и в полицию для лишения родительских прав. Если они пройдут реабилитацию, лечение, то мы будем ходатайствовать о возвращении родительских прав. Мы помогаем людям, готовым нести свою долю ответственности, но принять за них решение изменить их жизнь мы, увы, не можем.

Кто там работает?

Виктория рассказывает, что жизнь в «Дикони» построена по семейному принципу. Подбирая сотрудника, прежде всего, смотрят не на диплом об образовании, а на человеческие качества, на то, сколько он готов вкладывать в эту работу. В «Дикони», например, повар, если свободен, может с детьми делать уроки.  

У Виктории в семье все спортсмены, она долго занималась боевыми искусствами, сейчас - плаванием. И детей поощряет к занятиям спортом. Боевые искусства, считает она, дисциплинируют, учат самоконтролю и соблюдению правил и рамок, учат уважению к товарищам и взрослым.

Мы отдаём своих детей только проверенным тренерам, в секции, где точно не будут унижать их человеческое достоинство. Дзюдо с ними занимается тренер «Фаворита» Александр СМИРНОВ, кудо – преподаватель 8-й школы Сабир СУВАНОВ. Нам очень нравится работать с 8-й школой, где учатся многие наши дети, – педагоги там понимают  их проблемы и готовы на сотрудничество. На самом деле у нас в стране ребёнок, вышедший из социально незащищенной семьи, практически не имеет шансов в жизни. У него нет стартового капитала, ему приходится прикладывать в разы больше усилий, чтобы чего-то добиться. И в школе, к сожалению, зачастую не готовы работать с детьми из таких семей. Вот случай, один из многих. Один из наших воспитанников пошёл в первый класс. Родители кое-как, с помощью соседей, собрали его в школу, выполнили, как смогли, все условия поступления в первый класс. Проблемы начались, когда потребовалось сдавать деньги на различные дополнительные нужды. Ребёнок приходил в школу неопрятным, так как семья живёт в деревянном доме, там нет стиральной машины.  Всё это привело к тому, что к концу первого класса педагоги были готовы отправить ребёнка в коррекционную школу. Когда мы начали разбираться с проблемой, оказалось, что интеллект ребёнка полностью сохранен. Просто он приходил в школу голодный, дома не высыпался и не мог соответствовать требованиям учителя. Важно быть на стороне ребенка, задумываться о его жизненной ситуации, а не ждать, что все дети будут удобными. 

Может,  договоримся?

«Иногда фонд объявляет в городе благотворительные акции. Так, два года назад выборжцам предложили поучаствовать в исполнении детских новогодних желаний. Откликнувшихся было так много, что пришлось ограничить число дарителей. Тогда дети получили в подарок даже велосипед и собаку. Но в этом году такую акцию проводить не стали, чтобы не развивать у воспитанников «иждивенческие настроения», пассивное отношение к жизни.

Мы учим детей благодарности и самостоятельности, личной ответственности – они сами наводят порядок в своих спальнях, моют посуду, накрывают на столы. Старшие заботятся о младших. Они должны учиться без двоек. Конечно, у каждого ребёнка свой предел понятия «хорошо», но важно, чтобы он старался. У нас есть ограничения. После восьми нельзя играть в PlayStation, смотреть телевизор – детям вредна вседозволенность, им необходимы границы, четкий распорядок дня. Это делает жизнь понятной, структурированной, ребенку так спокойно и безопасно. Днем у каждого есть полчаса, только в его распоряжении, когда он может играть. Отношения с детьми строятся на уважении и договорённости. Мы проговариваем конфликты, объясняем, чего хотим, чтобы ребенок понимал наши требования, а не тупо подчинялся. Вообще мне взаимоотношения взрослый –  ребёнок напоминают игру в пинг-понг. Ребенок возвращает взрослому тот «мячик», который получает. Если ребёнок не видит грубости, насилия, он и не будет себя вести подобным образом, он будет возвращать уважение и готовность к сотрудничеству.

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

С воспитателями дети в «Дикони» мастерят поделки, рисуют. Те, что постарше, сами ставят танцы, разучивают песни. А вот какие стихи они посвятили на днях Виктории:

Если в больнице лежишь – навестит, 

А накосячишь – поймёт и простит.

А если ругает, то только за дело, 

В разведку с ней я пошёл бы смело.

На любой вопрос знает ответ,

Например: пойду я гулять или нет?

Поможет в спорте подняться и вырасти,

Быстро вылечит от воспаления хитрости.

На соревнованиях громче всех  кричит,

А если кто нас обидит –всегда защитит.

Уложит детей спать без шума и крика,

Ведь это наша тётя Вика!

Читайте также