НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, БАЛАЛАЙКА…

НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, БАЛАЛАЙКА…
1134
НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, БАЛАЛАЙКА…
Оказывается, на трёх струнах домры или балалайки можно исполнять сложные произведения Моцарта, Мендельсона, Скарлатти и других классиков. Программа заключительного концерта абонемента “Встречи с музыкой”, который прошёл в Выборге на днях, была составлена таким образом, чтобы слушатели по достоинству оценили возможности русских народных инструментов.

“Русские узоры” - так назывался концерт, завершивший очередной, седьмой по счёту сезон музыкального абонемента. Примечательно, что главными героями “Встреч с музыкой” на этот раз стали балалайка и домра. Наверное, неслучайно: ведь мы очень мало знаем эти инструменты. Более того, год от года их популярность падает. Педагог выборгской детской музыкальной школы № 2 и бессменная ведущая “Встреч” Людмила КУЗИНА говорит, что сегодня в Выборге никто из детей не изучает игру на балалайке, а на домре играют единицы…

Балалайка - русский народный щипковый музыкальный инструмент. Концертным она стала после того, как в 1883 г. русский музыкант-просветитель, композитор, создатель первого в России оркестра народных инструментов, виртуоз-балалаечник Василий АНДРЕЕВ заказал сделать её для своего коллектива. Кстати, в Бежецке - родине Василия Васильевича - сегодня установлен памятник балалайке.

Андреев заново открыл нам и домру, которая появилась гораздо раньше, чем балалайка, но пережила долгий период забвения.

В минувшую субботу в клубе “Балтика” выступили молодые одарённые исполнители: студенты и аспиранты петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, лауреаты Всероссийских и международных конкурсов (в том числе и имени Андреева) Татьяна СЕРОВА (домра), Евгений РОГАЧЁВ (балалайка), Юрий КОРОЛЬКОВ (балалайка) и Анна КУРГАНОВА (фортепиано).

По-разному они нашли “свои” инструменты. Например, мама Юры Королькова искала одарённого педагога, который сможет заинтересовать её сына. Женя Рогачёв хотел научиться играть на гитаре, но был ещё очень мал, и ему посоветовали хотя бы годик поиграть на балалайке. А в лицее, куда пошла учиться шестилетняя Таня Серова, не было особого выбора. Сегодня никто из них не жалеет о том, что судьба развернула их лицом к русским народным инструментам…

- Можно ли сыграть трагическое произведение на балалайке? Мне кажется, она - очень позитивный, искромётный, задорный инструмент.

Евгений: Для балалайки написано множество произведений, в том числе и таких, о которых вы спросили.

Юрий: Однажды я слушал, как на балалайке исполняли музыку из “Весны священной” Стравинского. Это было нечто! Если есть качественное переложение произведения для балалайки - почему не сыграть? Но всё же для концертов лучше подбирать музыку, написанную специально для нашего инструмента. Однажды мой педагог сказал, что балалайка сродни душе русского человека. Она словно кидает из крайности в крайность. Ты можешь заплакать навзрыд или засмеяться во всё горло, или пуститься в пляс!

Анна: Это точно! Увы, многие воспринимают балалайку как инструмент, на котором можно просто побренчать - так, ничего серьёзного. Но вообще-то на любом инструменте можно сыграть так, что слушатель заплачет или засмеётся.

- Есть легенда, что скрипач Паганини мог сыграть концерт на одной струне.

Юрий: Сейчас этим не удивишь. Сегодняшние 9-10-летние дети играют так, как когда-то играл Паганини. Уровень музыкантов очень вырос.

- А почему балалайка считается чисто мужским инструментом? Что за балалаечная дискриминация?

Юрий: Технологические сложности. Чем выше идёшь по грифу инструмента, тем больнее играть. Нужна крепкая кожа на пальцах, чтобы выдержать нагрузки и не изранить пальцы. У девушек кожа нежнее, чем у нас.

- Почему, по-вашему, сейчас в России исконно русские балалайка и домра непопулярны?

Юрий: В моём родном городе Котласе Архангельской области даже мэры умели играть на балалайке! И этот инструмент поддерживался. Когда я учился в музыкальной школе, в нашем классе было 14 балалаечников! Педагоги-на-родники говорили родителям: “Мы с нашим оркестром объездим Россию, Европу - вы хотите, чтобы ваш ребёнок фактически бесплатно посмотрел мир?” И мы ездили!

Татьяна: Раньше на каждом предприятии традиционно были оркестры народных инструментов, и рабочие учились играть, выступали с концертами на самодеятельной основе...

Анна: А сегодня - замкнутый круг: нет набора - нет выпускников - нет педагогов - нет набора…

Евгений: Между тем наши оркестры народных инструментов очень популярны за границей. Людям нравится звучание, специфика этих инструментов. Ведь они действительно передают состояние русской души. И слушатели просто хохочут и плачут на концертах…

Читайте также