"НАШИ ЛЬВЫ ЗАДУШИЛИ ТИГРОВ"

Читая документы военных лет, хранящиеся в фондах Ленинградского областного государственного архива в Выборге, не перестаешь удивляться бесчеловечности фашистов.

ЭТО НЕ ФИЛЬМ УЖАСОВ

На примере материалов Никольского сельсовета Гатчинского района можно судить, что творилось на оккупированной территории. В 1944 году в Никольском сельсовете проводились опросы граждан и подсчёты количества людей, вывезенных на работы в Германию. 12 октября 1944 года Комиссией по расследованию злодеяний немецко–фашистских оккупантов был составлен акт, в котором говорилось, что всего лишь за несколько месяцев - в период с сентября по декабрь 1943-го - из населённых пунктов Никольского сельсовета было вывезено в Германию 1939 человек. Вот эти цифры: село Никольское до 150 чел., станция Колено – 28 чел., Михайловка – 40 чел., Тихковицы – 483 чел., Н.Ротково – 17 чел., Б.Ротково – 66 чел., М.Ротково – 31чел., Ручьи – 12 чел. Деревня сожжена. М.Черницы – 17 чел., Б.Черницы – 203 чел., Лядино – до 97 чел., Миньково – 343чел., Карташево – 160 чел., Н.Тяглино – 63 чел., Рябизи – 67 чел., Н.Хинколово – 52чел., станция Хинколово – 130 чел. Из акта Комиссии Никольского сельсовета: "20 ноября 1941 г. с 7 часов утра в больнице им. Кащенко начали производить умерщвление больных и свозить во рвы д. Ручьи. В первый день было фашистами умерщвлено 900 человек, в последующие дни до 600 человек.

В октябре 1943 года, дабы скрыть свои следы преступлений варвары рода человеческого – фашисты – начали обратно раскрывать рвы, а изъятые тела сжигать. Всё село явилось свидетелем этого мерзкого преступления. Смрад покрывал всё селение, тяжело было дышать".

В документе сообщается, что за период оккупации 1941-1944 гг. были зверски замучены, расстреляны, повешены, арестованы гестаповцами, без вести пропали следующие жители сельсовета: "бывший начальник пожарной части больницы Ульянов Василий Тимофеевич, престарелая мать его проживает в селе Никольское. Зарезан кинжалом Васютин Виктор Григорьевич. Расстрелян гр. Лаполайнен.

Зарезана дома в своей квартире Тельцова Анна. Повешен Полев Иосиф за скрытие пленных и содействие к побегу. Повешена Спиридонова Анастасия за содействие побегу пленных. Повешен из бывших больных Боярчук Сергей за содействие к побегу пленных. Расстрелян лесник д. Ротково Михайлов-Фёдоров Иван Петрович, 1884 г.р., по доносу гр. Педро Марии Ивановны, уехавшей в Эстонию.

Повешен активист, бывший завхоз больницы им. Кащенко отделения Киреево Соиту Иван Адамович за укрывательство партизан. Отец его проживал в деревне… Расстрелян бывший больной Джентель. Арестованы активисты Моисеева Анна и член ВЛКСМ Сырова Ольга (жена повешенного Полева), Суриков Борис, Фёдоровы отец и сын, судьба их никому не известна.

При отступлении 26-27 января 1944 г. фашистские звери на квартире в постели застрелили беспомощного больного старика села Никольского Мурашева Петра, а жена его отправлена неизвестно куда. С чем и записали в настоящий акт".


"...ЭТО Я САМ ВИДЕЛ..."

В фондах ЛОГАВ хранится письмо 11-летнего жителя пос. Оредеж: "Я, ученик второго класса, Луц Александр Иванович. Хочу рассказать о том, как у нас в Оредеже немцы расстреливали партизан, тех, кто был знаком с партизанами, и многих, которых я не знаю, за что их расстреливали. Лучше всего я помню, как расстреливали мою тётю Зину Шебеко. Это я сам видел. Днём ранее расстреливали моего дядю Володю Удалова, тёти Зины родного брата. Про его сына мои товарищи рассказывали. Раз меня мальчишки позвали посмотреть место, где расстреливают. Это за новой пекарней, и мы пошли. Только дошли до Семёновых, слышим кто-то плачет и кричит: "Проклятые…. моего ребёнка". Мы остановились, видим – немцы с автоматами ведут двух женщин. Я разом узнал тётю Зину и Ольгу Леонтьевну, учительницу. Тётя Зина сорвала с головы шарф и бросила его в сторону. Их потащили к окопам. Ольга Леонтьевна шла сама и тоже плакала. Потом их раздели. Тётю Зину били, подымали на ноги, но она опять падала. Мне стало так жаль, что я не мог дальше смотреть, заплакал, и, что сил было побежал домой. Потом мне ребятишки сказали, что тётю Зину так лёжа и расстреляли. Когда я бежал, то услышал стрельбу из автомата. На другой день мы опять пошли туда, где расстреляли, и увидели, что землёй почти не зарыты. Были видны туфли и ноги. Раз я видел, как расстреливали двух красноармейцев. Немцы хотели, чтобы красноармейцы стреляли друг в друга и давали винтовку одному, а он стал всяко ругаться. Тогда один чёрный немец с автомата убил двоих. Закапывать приводили арестованных. А то ещё видели как вели расстреливать по нашей Лермонтовской улице двух женщин и трёх мужчин. У одного были связаны руки назад, второй был с Новинки, Москалёв дядя Саша. Он часто приезжал к Егоровым. Женщины тоже говорили, что из Новинки, учительница мать и дочь. Руки у них не были связаны, шли они рядом, а против нас обнялись. Третьего дяденьку я не знаю откуда. Руки ему тоже были связаны назад. Впереди них шли три жандарма и всех с улицы загоняли домой. Расстреляли их в конце нашей улицы, это должно быть было в конце августа 1943 года в 11 часов вечера. Все глядели, когда жандармы пройдут обратно, а когда они прошли, то весь наш конец собрался вместе и все плакали и никто в эту ночь не спал. Утром я с мальчиками опять пошёл на могилку, там уже был положен небольшой венок из цветов. Шагах в 4-х от могилы вся трава была в крови. Много всяких зверств я мог бы рассказать, да вот заболел, и обо всём, что видел, не могу без слёз рассказывать. Будь они прокляты, эти немцы. Я из-за них две зимы в школу не ходил. Сейчас мне 11 лет и я бы уже окончил 4-й класс. Я так рад, что наша Красная Армия прогнала немцев и теперь можно будет опять учиться. Я всегда говорил мальчикам, что наши прогонят немцев. Я читал о том, как Александр Невский разбил немецких рыцарей на Чудском озере. Мне говорили: "А вот у них танки "Тигр", что с ними сделают?", я говорил: "Товарищ Сталин выпустит против них львов". Так и вышло. Наши львы задушили тигров.
15.03.1944 г. Луц Шура Собственноручно подпись "Луц" удостоверяю".

Читайте также