МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, ИЛИ ЧТО Я ВИДЕЛ В СТОЛИЦЕ

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ,  ИЛИ ЧТО Я ВИДЕЛ В СТОЛИЦЕ
494
МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, ИЛИ ЧТО Я ВИДЕЛ В СТОЛИЦЕ

Театр, как известно, начинается с вешалки. А город? Правильно, с вокзала. Чем крупнее город, тем большее количество вокзалов работает по приёму пассажиров с разных направлений их прибывания. 

Приезжаю я в Москву…

Любопытно, что слово «вокзал» первоначально не имело того значения, которое имеет сейчас. Оно происходит от «Воксхолл» (англ. Vauxhall) – названия парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона, которое принадлежало в XVIII веке некоей Джейн Вокс и поначалу первой четверти XVIII века оно называлось «Фокс-холлом» (Fox-­hall). 

В русском языке слово «вокзал» стало нарицательным по примеру вокзала в Павловске, который одно время служил железнодорожной станцией и увеселительным местом. При этом саму станцию стали называть вокзалом не раньше второй половины XIX века. Одно из первых упоминаний  вокзала как железнодорожной станции встречается в романе Фёдора Достоевского «Идиот», а первая известная словарная фиксация этого значения встречается в академическом Словаре русского языка 1891 года. Во всех технических документах железных дорог есть термин «пассажирское здание», однако прижилось именно слово «вокзал».

Обо всем этом я узнала на экскурсии по Площади трёх вокзалов  от Айрата БАГАУТДИНОВА. Он, кстати, инженер-строитель, основатель компании «Москва глазами инженера». Около 3 лет назад появился этот экскурсионный проект, нацеленный на то, чтобы познакомить людей со строительными сооружениями типа сталинских высоток, Останкинской башни,  столичного метрополитена. Сейчас готовится  экскурсия по московскому Центральному кольцу, которое представляет собой уникальный памятник железнодорожной инженерии с более чем 100-летней историей. Утверждают, между прочим, что русское инженерное образование началось именно с Санкт-Петербургского университета путей сообщения, и первыми инженерами стали путейцы. Логично, что в настоящее время компания «Москва глазами инженера» активно сотрудничает с РЖД и проводит экскурсии по Московским вокзалам, а недавно открыла свой филиал и в северной столице. Сейчас это крупнейшее авторское экскурсионное бюро со стопроцентным заполнением групп, проходимость его порядка 1500 человек в месяц, и посещаемость растёт. Айрат Багаутдинов, по его словам, очень любит Выборг, в котором часто бывает. Ему нравится архитектура финского функционализма, он поклонник Уно Ульберга. Фортификационные со-оружения также вызывают у него неподдельный интерес. 

Перед началом экскурсии Айрат сказал:

– Мы боремся с клише, со стереотипами, например, с утверждением, что площадь трёх вокзалов грязная, шумная – хочется закрыть глаза перед тем, как нырнуть в метро. Этот стереотип сформировался в 90-е годы и до сих пор не изжит. А ведь сейчас здесь красиво, не так уж и шумно, чисто…  

Что придумали Черепановы

И правда: здесь можно гулять, рассматривая архитектуру; любопытно, что у каждого вокзала установлен памятник его создателю.  А вот еще интересно: оказывается, первые вагоны с открытым верхом были похожи на телеги, на них грузились и экипажи пассажиров – кстати, сейчас эта услуга возобновляется!

Первооткрывателями этого способа передвижения были российские крепостные крестьяне заводов Демидова братья Черепановы, Мирон и Ефим, которые за свои изобретения получили вольную. Увы, их изобретения не были востребованы в родном Отечестве,  которое предпочло обратиться к зарубежным образцам. Строительство осуществляли талантливые российские инженеры, в т.ч. двадцатипятилетний Дмитрий Журавский, который создал макет моста, заменив балки металлическими струнами. А ширина дорожной колеи, которая у нас шире европейской, имеет стратегическое значение, что сыграло свою роль во время войны: противник не смог воспользоваться нашими магистралями. Не все знают и то, что поначалу железные дороги страны были в собственности государства, затем их передали иностранным банкирам, что не способствовало развитию России, поэтому нашли российских акционеров, в числе которых были Иван Мамонтов и Дельвиг, двоюродный брат поэта. 

Маэстро Мастранджело

Если время пребывания в столице ограничено, то есть смысл принять участие в обзорной экскурсии на двухэтажном автобусе. В ее ходе возможно осмотреть не менее 20 объектов, а потом еще и совершить  прогулку по Москва-реке.

Один из объектов – храм Христа Спасителя. Экскурсовод (преподаватель университета) Ев-гения НАУМЕНКО рассказывает, что в последние годы  посетителей здесь все больше: семьи с детьми,  молодёжь, паломники…

На ВДНХ бывали, конечно, многие. А вот в Зелёном театре, полагаю, не все. В тот день, когда сюда заглянули мы, маэстро из  Италии Фабио МАСТРАНДЖЕЛО, по совместительству дирижёр и художественный руководитель оркестра Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», приглашенный дирижёр Мариинки и других театров России представлял проект «Безумные танцы». Этот необычный перформанс основан на танце, выраженном в музыке. Симфонический оркестр Москвы «Русская Филармония» под управлением темпераментного южного дирижера производит, скажу я вам, впечатление!..

Здравствуй, «Русское поле»!

В музее-заповеднике «Царицыно» нам удалось познакомиться с участниками фестиваля   славянского искусства «Русское поле». Его торжественное открытие сопровождалось выступлением Государственной академической хоровой капеллы России и «Оркестра XXI века». Почётными гостями фестиваля были «Московский казачий хор», «Северный русский народный хор» и «Белорусские песняры». На концертных площадках выступали лучшие региональные коллективы страны.

Как рассказала руководитель отдела информации и общественных связей департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Правительства Москвы Елена РОМАНОВА, нынешний, юбилейный фестиваль прошёл под лозунгом: «В Москву едут гости дружить домами! Есть и пить, гулять и танцевать!» В этой своеобразной подготовке предстоящего празднования 870-летия столицы приняли участие все регионы со своими сувенирами, представленными в торговых рядах, с творческими коллективами. Санкт-Петербург был представлен вокальным ансамблем «Ретро-хит», а от Ленинградской области, увы, никто не приехал, хотя  в нашем-то районе есть чем блеснуть. И народных умельцев из Ленинградской области я тоже не нашла, как ни искала…

Ольга НАБАТОВА

Ранее по теме: В МОСКВЕ - О ЛЕНИНГРАДЕ

Читайте также