МОНРЕПО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. МОЛОДОСТЬ МОЯ – ЦПКИО

МОНРЕПО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. МОЛОДОСТЬ МОЯ – ЦПКИО
922
МОНРЕПО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. МОЛОДОСТЬ МОЯ – ЦПКИО

Более четырех десятков лет на территории бывшей усадьбы Монрепо находился Парк культуры и отдыха. По общепризнанному мнению, организация массовых праздников нанесла большой вред заповедному парку. Но в истории не бывает черно-белых тонов, давайте вспомним и о том хорошем, чем запомнился ЦПКиО горожанам. Слово бывшему художественному руководителю парка культуры Григорию СМОЛЯНСКОМУ.

– Ваше первое воспоминание о Монрепо?

– Мне было четыре с половиной года, мы пришли с мамой и бабушкой на какое-то гуляние. Я побежал за ребятами и неожиданно для себя оказался на самом верху скалы. Решил спуститься, и на полпути застрял, стою: ни туда – ни сюда, сильно испугался. В результате пришлось вызывать пожарную машину, и меня сняли.

– Как вы попали на работу в ЦПКиО?

– Я пришел в парк в январе 1980 года по распределению после окончания Ленинградского кульпросветучилища. Это было примерно 4 января. А уже 11 января мы проводили праздник «Здравствуй, Зимушка-зима!».

Основную часть организовывала уже опытный работник Люба Малофеева из «полтинника», а я был на подхвате. Замечательное время, мне было 19 лет! Я приехал на место художественного руководителя Славы Кандаурова. Незадолго до этого директором парка стала Валентина Ивановна Цикунова.

У нас был дивный творческий коллектив: заведующая детским отделом Ольга Смышляева, спортивный сектор – Рустем Сергеев и я – художественный руководитель. Зимой мы выступали в школах. Летом праздники проводились по заявкам предприятий: День легкой промышленности, День пищевой промышленности…

– Праздник каждый выходной?

– Да. Например, существовала тогда швейная фабрика «Маяк». Я приходил на предприятие, встречался с руководителем. На фабрике были запланированы какие-то средства на проведение мероприятия, которые перечислялись в парк, и мы готовили большую культурную программу. Приглашали артистов из Ленинграда, как правило, из Театра киноактера. Причем, приезжали известные артисты. Например, приезжал Георгий Штиль. И это было в порядке вещей, киноактеры обязаны были выступать по области. И, конечно, в праздниках участвовала городская самодеятельность.

А какие предприятия тогда были в Выборге! Например, Выборгторг проводил замечательные конкурсы поваров. Или 50-й строительный трест, который вел колоссальную культурную работу. На предприятиях даже существовали свои культурные и спортивные отделы. Жизнь кипела. Представьте, все эти организации помещались в график нашей работы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зарница», Дни здоровья. 

И так – каждое воскресенье с мая по сентябрь. Осенью «Праздник золотой осени», потом затишье и всевозможные зимние забавы, проводы русской зимы. Народ веселился, ел блины и пельмени.

На открытом воздухе работать намного сложнее, чем в помещении. Каждый раз нужно было выносить, тащить аппаратуру, подключать эту технику уровня чуть ли не 30-х годов. 

Апогеем моей работы в Парке культуры стал уличный рок-фестиваль 1983 года, который мы провел впервые в стране. Тогда в Монрепо приехали лучшие группы, в том числе «Аквариум», «Кино». Серьезное было мероприятие.

Вообще, в то время в парке было много туристов. Как в городе – не знаю. Я проводил все время парке. 

Наш коллектив жил большой, хорошей и очень доброй семьей. Мы все: наш творческий отдел, методисты, инженерия работали на территории, участвовали в озеленении. Контора находилась еще в старом здании на горочке, где сейчас гостиница. Топилась печка, воду мы брали у здания библиотечного флигеля. Когда я устроился на работу, из усадьбы только-только выселили детский садик. Запомнилось, что в одном из помещений стояли стопки детских горшков чуть ли не до потолка.

– Вы были известным человеком в городе…

 – Где-то году в 1982 я начал собирать коллектив из первокурсников профтехучилищ и сделал при парке студию массовых праздников. Мы просуществовали почти 10 лет. В то время это был единственный коллектив массовых праздников, на нас даже была запись. Мы ездили не только по всему району, но и по области. Например, если в воскресенье в Выборге проходили «Проводы зимы», значит, в субботу мы делали эти «Проводы» где-то в другом месте района.

Парк выделял автобус, аппаратуру. Все заработанные деньги шли в ЦПКиО. Я помню, годовой план моего отдела составлял 1200 рублей. Эти деньги мы зарабатывали за один день. Допустим, выезжали в Первомайское: утром – детский праздник, днем – большой поселковый праздник, вечером – концерт и дискотека.

Я писал сценарии, вместе шили костюмы. Первое время все тащилось из дома. Тогда никто не думал о деньгах. В парке был столярный цех, свой художник. Помню, Валентина Ивановна выделила нам каких-то денег, на которые мы купили атлас и сшили себе красные скоморошьи рубашки.

Фонограмму записывали в Доме культуры. Коллектив просуществовал стабильно примерно с 1983 по 1991 год. С годами мы обросли реквизитом, концертной программой. Зарабатывать начали уже в конце нашей деятельности. Репетировали прямо в парке. Я до сих пор помню эту атмосферу, когда приходишь в парк – и эта необыкновенная красота природы…

Выступали в детских домах, совхозах, зверосовхозах. Это было само собой разумеющееся – мы были сотрудниками учреждения культуры. Выступали также на различных конкурсах в Петербурге. Жизнь била ключам. Это было творчески здорово и весело.

На концерты ездили на ГАЗ 53, пока не получили автобус «Кубань», или, как он тогда назывался, «передвижной культурный центр». В автобусе мы возили нашу аппаратуру и кинопроектор. 

Наш водитель специально ездил в город Ейск, чтоб получить этот автобус, который нам выделил городской отдел культуры .

Уже позже, к началу 90-х мы стали продавать наши мероприятия, проводили корпоративы, вечера, дискотеки. Какие-то деньги, естественно, переводили в парк.

В Выборге вообще в то время была активная творческая жизнь. Существовал народный театр Бориса Фурне, на наших глазах в Выборг приехал театр Юрия Лабецкого. Мы были молоды и юношески задорны. Мы всех знали, и нас знал весь город. И до сих пор я иногда встречаю людей, которые вспоминают наши праздники в парке. 

– Самым популярным был праздник Нептуна?

– Вначале мы даже специально приглашали режиссера из Питера – Леню Манчика. Первые праздники проводил он, а потом уже я. На праздник в парк приходило до 4 тысяч зрителей. У меня есть фото – все скалы в людях.

Вы поймите: тогда не было интернета, и народ хотел общения. Это сейчас не хочет…

Праздник Нептуна был значимым событием. Я провел их, наверно, десяток. Устраивалось все на том месте, где сейчас лодочная станция. Там удобнее с точки зрения обзора. Из воды, с правой стороны, из-за камня, выходили 33 богатыря. У нас туда по сигналу спускались морячки. Потом ребята нагибались и 2-3 метра шли под водой по совершенно жуткому илистому дну. Все было сделано, отрепетировано и через душу пропущено. У взрослых – восторг, дети, как говорится, в обмороке. 

Мы ездили за костюмами для «Нептуна» в Ленинград. Несколько лет использовали ладьи, которые потом стояли у «Дружбы». Причем, первый раз договаривались и брали у режиссера Ростоцкого, он как раз снимал тогда фильм «И на камнях растут деревья».

(Окончание в следующем номере выходного дня.)

Записала Ирина АНДРЕЕВА, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»

Фото из личного архива Григория Смолянского

Читайте также