МЕТТЕНЛЕЙТЕР – УТРАЧЕННЫЙ ХУДОЖНИК МОНРЕПО

МЕТТЕНЛЕЙТЕР –  УТРАЧЕННЫЙ ХУДОЖНИК МОНРЕПО
1807
МЕТТЕНЛЕЙТЕР – УТРАЧЕННЫЙ ХУДОЖНИК МОНРЕПО

В 82 номере газеты был опубликован рассказ реставратора Ирэн ХАУСТОВОЙ о том, как в 1960-х годах был утрачен плафон Усадебного дома Монрепо. В то время ничего не было известно об авторе полотна, не осталось также фотографий всего полотна или его копий. Недавно старший научный сотрудник музея-заповедника Светлана ПОДЗОРОВА начала работу по реконструкции изображения плафона в цифровом виде, совместив фотографии различных периодов из различных источников. И теперь, спустя 50 лет, мы впервые можем представить, как выглядел знаменитый плафон Монрепо авторства Меттенлейтера.

Немецкий живописец Иоганн Якоб Меттенлейтер родился 9 августа 1750 года в местечке Гроскухен в семье часовщика и школьного учителя. С юных лет он упорно шел к цели – стать знаменитым живописцем: усердно трудился, чтоб заработать средства на обучение, много путешествовал. Как следует из рассказа, написанного со слов самого художника, однажды он даже попал в плен и был направлен в качестве солдата голландской армии на мыс Доброй Надежды. В сложных обстоятельствах спасло мастерство портретиста, благодаря которому он не только получил свободу, но и заработал денег на дорогу до Амстердама, где снова приступил к учебе. 

В 1786 году, уже признанным мастером, Меттенлейтер прибыл в Санкт-Петербург, где в то время велось активное дворцовое и храмовое строительство. 

Меттенлейтер обратился к монументальной живописи. Художник участвовал в работах в Эрмитаже, в Царскосельском парке, Александро-Невском монастыре, костеле св. Екатерины, а также в строящихся дворцах Гатчины, Павловска и Михайловском замке.

Судьба благоволила Меттенлейтеру, его работы понравились наследнику престола Павлу, при дворе которого он начал служить примерно с начала 1790-х годов. С 1792 года он обучал живописи супругу Павла – Марию Федоровну. 

В числе самых значительных работ художника – плафон «Триумф Венеры» для павильона Венеры в Гатчине, несколько плафонов для Михайловского замка, и конечно, плафон для усадебного дома Монрепо.

К сожалению, большая часть монументальной живописи Меттенлейтера утрачена: сначала в ходе пожара Павловского дворца в 1803 году, затем в Великую Отечественную войну, в 1960-е годы украден плафон Монрепо. 

На протяжении всей жизни живописец пользовался «особенным благоволением» императорской семьи. О том, насколько ему доверяли, свидетельствует устойчивая легенда (которая не может быть подтверждена документально), что ночью после убийства Павла I Меттенлейтера вызвали в Михайловский замок, чтобы загримировать лицо императора после нанесенных ударов. Как рассказывали домашние, утром он вернулся «состарившимся в один день лет на десять, совершенно больной и расстроенный».

После смерти монарха Меттенлейтер продолжил службу у вдовствующей императрицы. В 1816 году он писал брату: «… я благодарю бога за то, что, хотя мне так много лет, я еще имею силы. Мне уже скоро 65 лет, и теперь я уже ощущаю жестокость климата. Уже давно у меня есть желание перебраться в более теплую местность, но мои обстоятельства все время таковы, что я не могу этого сделать. 24 года я был учителем рисования и живописи ее величества императрицы, а теперь занимаюсь надзором за ее коллекцией живописи… Возможно, я так и не смогу уехать; привязанность велика...Моя жена 5 лет тому назад умерла. Она оставила мне 3 сыновей..»

Когда спустя несколько лет художник оставил службу, императрица в благодарность за многолетнюю преданность сохранила ему содержание в качестве пенсиона.

Меттенлейтер умер 25 февраля 1825 года, похоронен под Гатчиной. Младший сын художника Павел продолжил династию придворных живописцев.

Ирина АНДРЕЕВА, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо» 

При подготовке статьи использованы материалы исследования Натальи БАХАРЕВОЙ

Читайте также