МЕЧТАЛ О САМОЛЕТАХ, А СТАЛ УЧИТЕЛЕМ

МЕЧТАЛ О САМОЛЕТАХ, А СТАЛ УЧИТЕЛЕМ
559
МЕЧТАЛ О САМОЛЕТАХ, А СТАЛ УЧИТЕЛЕМ

Не все знают, что раньше на улице Шестакова, в здании, где  сегодня размещается  ГИБДД, была школа № 3. В течение четверти века ею руководил Владимир Егорович МАКАРОВ, который на днях отметил свое 85-летие.

Так как третьей школы давно нет, чествуют ветерана коллеги, ученики, представители комитета образования в школе № 1. 

Детство, опаленное войной  

– Родом я из Тверской области. В годы сталинских репрессий отца осудили на пять лет, затем взяли на фронт, где он  и погиб. Мама работала на фабрике, а я жил с бабушкой и дедушкой в деревне, – вспоминает Владимир Егорович. – Помню, как всей деревней отмечали День кооперации,  – тогда-то сообщили, что началась война. Мне было десять лет, я видел отступление наших войск. После боя вместе со взрослыми мы, детвора, хоронили погибших, найденных в лесу. 

Дом у нас был большой, советские войска организовали в нем наградной отдел, нас, конечно, переселили. Запомнилось, как мы, мальчишки, драили песком офицерам ножи.  

Из танкистов – в трактористы 

Мой дядя перед самой войной окончил  авиационно-техническое училище, и я мечтал стать, как он, техником авиации, но в училище не прошел по зрению. Взяли в армию, служил в Белоруссии в учебном танковом батальоне. Родственники у нас жили в Великих Луках, куда я и приехал, отслужив два года. Как и положено пришел в военкомат встать на учет, а там мне велели зайти в горком комсомола. В то время в городе открывалось училище механизации сельского хозяйства, а преподавателей не было, вот мне и предложили… «Я же танкист, а не тракторист», – удивился я, а в ответ услышал: «Справился с танком, справишься и с трактором. Тем более, что ты офицер!». И так в 1954 году я стал мастером производственного обучения. Среди учеников были не только подростки, но и достаточно взрослые люди, которые не получили специальность из-за войны.

…А потом – в инспекторы 

Система профобразования Великих Лук относилась к Ленинградской области, а в послевоенное время специалисты требовались везде. Вот Владимиру Макарову и предложили перевестись в Выборгское училище. 

Я недолго думал: квартиры своей не было (жил у родственников), из вещей – подушка, чемодан и шинель… Так в 1958 году я и прибыл в этот славный город. Училище находилось на улице Крепостной, которая была практически вся разрушена. Сначала меня приняли на должность мастера, а затем и преподавателя специальных предметов. 

Областная заочная школа

И вновь его вызывают в райком комсомола – внедряется закон о среднем образовании, требуется возглавить областную заочную школу… К тому времени Владимир Макаров уже окончил исторический факультет пединститута, высшее образование имел. В заочной школе в те годы учились рабочие, которые во время войны не получили среднего образования.  И входили в нее более тридцати  учебно-консультационных пунктов от поселка Кондратьево – до Ленинского, 18 штатных учителей и 75 совместителей. 

Помимо руководства школой,  я преподавал историю. Со взрослыми работать было легко, они понимали, что образование им необходимо. Позже к нам стали принимать и тех учеников, с которыми не справлялись в обычных школах. Тут было сложнее,  требовался особый подход. 

Школа на Выборгской 

В вечерней школе № 1 (улица Выборгская, 2 –  сегодня там педагогическое училище), куда меня позже переманил Тимофей Кунаев, одним из любимых уроков взрослых учеников была политинформация. К ней я готовился тщательно, это сегодня можно любую информацию найти в интернете, а раньше – где? Накануне обязательно смотрел вечерний выпуск новостей по телевизору, выбирал одну из тем, которую и обсуждал с учениками.  

Почти четверть века в третьей школе

Основная школа (ученики с первого  по девятый класс) – это совсем другая история… 

– В работе с детьми я всегда придерживался правила: нет плохих учеников, есть плохие учителя. Даже, если ребенок чего-то не знает, это не проблема, может быть, он не силен в математике, но  разбирается в технике, с удовольствием копается в моторе мопеда. И за это его можно и нужно похвалить, – убежден Владимир Егорович. – Когда после уроков малыши выходили из школы, я не интересовался, какую оценку они получили, но всегда спрашивал, что нового вы сегодня узнали? 

Конфликтов в школе не было ни с учителями, ни с детьми. Педагогам говорил: хорошо готовьтесь к урокам, ищите подход к каждому ученику, и все будет в порядке. А когда вы хорошо работаете, то и у директора нет проблем. В основной школе часов у учителей было значительно меньше, чем в средней (один класс в параллели). Сложно было подобрать кадры, но выручало мое знакомство с руководством домоуправления, выделяли служебное жилье. Этим и заманивал специалистов.       

У меня была возможность уйти из школы, предлагали должность инженера, да и зарплаты большой никогда не было, но тяга к детям меня заставляла оставаться учителем.   

Владимир Егорович признается, что очень хотел, чтобы его дочь продолжила династию учителей, но она выбрала другую профессию, заявив, что в семье достаточно и одного педагога. Не стали учителями и внуки, которые живут в Санкт-Петербурге. 

Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также