ЛИХАЧЕВ

ЛИХАЧЕВ
2517
ЛИХАЧЕВ

Пожалуй, в любом разговоре о Монрепо ни одно имя, за исключением фамилий создателей и владельцев парка, не упоминается столь часто, как имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999). И это понятно: без преувеличения можно сказать, что без Лихачева создание музея-заповедника “Парк Монрепо” в 1988 году едва ли было возможно.

Выдающийся филолог, один из крупнейших специалистов по истории древнерусской литературы и культуры, Лихачев стал в 1970–1980-е гг.  одним из наиболее заметных и авторитетных деятелей, выступавших за спасение и сохранение мест, связанных с исторической памятью русской культуры. Для многих и многих Лихачев превратился в воплощение созидательного начала. И это притом, что рубеж 1970–1980-х гг. стал одной из самых трагичных страниц в его биографии. Однако удары судьбы не сломили человека и ученого, и Лихачев открыл для себя новое поле деятельности: он начал заниматься историей садово-паркового искусства.

В 1981 году Лихачев стал редактором сборника “Восстановление памятников культуры: (Проблемы реставрации)”, в котором опубликовал свою работу “Заметки о реставрации мемориальных садов и парков”. В начале статьи Лихачев писал: “Сады и парки, особенно сады и парки пригородов Ленинграда, Москвы, пушкинских мест вокруг Пушкинских Гор <…>, романтический парк Монрепо в Выборге, <…> исключительный по своему художественному значению Воронцовский парк в Алупке <…> играют важнейшую роль как некое “продолжение”, “дополнение” и “живой комментарий” к русской поэзии конца XVIII – начала XX в.” Появление Монрепо в этом ряду неслучайно: Лихачев неоднократно бывал в Монрепо, знал и любил его. В архиве Д.С. Лихачева, хранящемся в ИРЛИ РАН, сохранились фотографии парка, сделанные ученым в 1970-е гг. Уже в статье 1981 г. хорошо различим тот ракурс, в котором Лихачев рассматривал Монрепо; в полной мере этот взгляд Дмитрий Сергеевич развил в книге “Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей” (Л., 1982). Экземпляр этой книги с дарственной надписью автора находится в Отделе краеведения Центральной городской библиотеки Алвара Аалто. В “Поэзии садов” Лихачев выдвинул ставший знаменитым тезис об “оссианизме в парках Романтизма”, распространившимся на рубеже XVIII–XIX вв. под влиянием Дж. Макферсона и созданных им “поэм Оссиана”, и отнес Монрепо и Алупкинский парк Воронцовых к паркам, “оссианизм которых бесспорен”. Среди специалистов и поныне нет полного единодушия по этому поводу, однако сам факт оживленной дискуссии говорит о высокой степени “заряда” предложенного Лихачевым объяснения феномена Монрепо.

Но “поэзия садов” оказалась делом не только и не столько научно-теоретическим. Лихачев познакомился с выборгскими общественными деятелями, архитекторами и историками, которые в начале  1980-х выступили с идеей создания музея-заповедника на территории Монрепо, где в то время размешался Центральный парк культуры и отдыха им. М.И. Калинина. Одним из наиболее заметных событий в “борьбе за Монрепо” стала публикация в октябре 1984 г. в газете “Советская культура” статьи Лихачева “Это нужно нам и потомкам!” Основной смысл статьи - призыв к спасению Монрепо: “Чтобы спасти единственный в своем роде парк, особенно в его ландшафтной части, с моей точки зрения, необходимо отнести парк Мон-Репо к природно-историческому заповеднику союзного значения, убрать эстраду, трибуну для зрителей <…> А самое главное запретить дирекции парка Мон-Репо производить самовольные порубки, строительство сооружений <…> Парк Мон-Репо необходимо объявить заповедником, как парки Павловский, Пушкинский и Петродворцовский. Парк мировой известности, великолепный образец русского садово-паркового искусства конца XVIII - начала XIX века должен быть сохранен для потомков”.

Статья сыграла свою положительную роль: напечатанная в одной из центральных газет, она стала для многих первым рассказом о Монрепо и его судьбе. Перепечатка - всего лишь через неделю - статьи в газете “Выборгский коммунист” свидетельствовала о том, что и местные власти начали считаться с голосами сторонников возрождения Монрепо.

В 1988 г. был образован Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник “Парк Монрепо”. В этом же году вышел документальный фильм “Монрепо” (режиссер Константин Артюхов), автором сценария - и одним из главных действующих лиц - стал Дмитрий Сергеевич. Это, пожалуй, самое яркое признание Лихачева в любви к Монрепо - любви понимающей и чуткой. И сегодня, без малого тридцать лет спустя, этот замечательный фильм смотрится на одном дыхании.

Своим трудом, своим именем великого ученого и настоящего русского интеллигента, Лихачев во многом способствовал “второму рождению” Монрепо. И наш общий долг - быть достойными завета Лихачева - “Берегите Монрепо”.

Благодарим Зинаиду Юрьевну Курбатову и Елену Сергеевну Рогозину за разрешение использовать в статье фотографии.

Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом

ГИАПМЗ “Парк Монрепо” Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

 

Читайте также