ЛЕМПИ ЯАСКЕЛЯЙНЕН

ЛЕМПИ ЯАСКЕЛЯЙНЕН
ЛЕМПИ ЯАСКЕЛЯЙНЕН ЛЕМПИ ЯАСКЕЛЯЙНЕН

В истории Монрепо немало знаменитых и несправедливо забытых имен. В течение года мы рассказывали в своих статьях о владельцах Монрепо, архитекторах и художниках, создававших усадебно-парковый ансамбль, о достопримечательностях парка и о многом другом. Сегодняшний наш рассказ посвящен писательнице, впервые сделавшей Монрепо сценой, на которой разворачивается действие исторического романа. Имя этой писательницы – Лемпи Яаскеляйнен.

Лемпи Инкери Яаскеляйнен (1900-1964) родилась и провела детские годы в Выборге. В 1923 г. под именем “Л. Инкери” она опубликовала свой первый литературный опыт – сборник новелл “Опаловый крест”. Вскоре после этого она поступила на факультет археологии Хельсинкского университета, а после окончания учебы вернулась в родной город, чтобы заниматься литературным творчеством. Уже через год после возвращения Яаскеляйнен в Выборг в хельсинкском издательстве “Отава” был опубликован ее первый исторический роман “Семья Векрут”. Владельцы многочисленных лесопилен, смолокурен, судоверфи и нескольких каменных домов, Векруты воплощали собой “цветущий Выборг” XVIII в. Именно у них дважды останавливалась Екатерина II, проезжая через Выборг. 

Роман о Векрутах стал первым в тетралогии, над которой Л. Яаскеляйнен работала три года. Эти произведения принесли ей известность и, что не менее важно, для многих финских читателей открыли историю Выборга. На сегодняшний день роман  переиздавался семнадцать раз, он переведен на английский и французский языки. 

Действие нескольких глав третьего романа цикла - “Борьба за власть” - происходит в 1784-1785 гг. в Монрепо, имении принца Фридриха Вюртембергского. В действительности в 1784 г. принц начинает строительные работы в только что приобретенной им усадьбе и не живет в ней постоянно, как это описывает Яаскеляйнен. Созданный писательницей образ выборгского наместника также мало соответствует исторической действительности: в романе принц Фридрих – грубиян и самодур, жестоко терроризирующий членов собственной семьи. Описание его внешности только добавляет красок к этому крайне непривлекательному образу: это “чрезвычайно толстый, обрюзгший, краснолицый человек с маленькими мутными глазками, в котором только дорогая одежда и украшения выдают принадлежность к царской семье и высокую должность”. Такое намеренное искажение реальности, скорее всего, было связано не с тем, что Яаскеляйнен плохо знала исторический материал, это было обусловлено авторским замыслом.

В усадебном доме Монрепо происходит кульминационная сцена романа – встреча принца с Георгом Магнусом Спренгпортеном, человеком, который одним из первых выдвинул идею отделения Финляндии от Швеции и присоединения ее к Российской империи. Встреча двух политических деятелей проходит напряженно: честолюбивый принц ожидает, что Спренгпортен предложит ему принять корону Финляндии. Спренгпортен же предполагает найти в принце союзника и излагает ему программу создания Финляндской республики. Разговор с гостем приводит принца в состояние бешенства, которое он не совсем удачно пытается скрыть, и ясно, что понимание между двумя столь разными людьми невозможно. 

Яаскеляйнен в своем романе намеренно делает имение Монрепо тем местом, где вершится большая европейская политика. На протяжении всей творческой биографии Яаскеляйнен главным героем ее произведений был родной город, Выборг, и для нее важно было показать, как политические события оказывают влияние на судьбы и настроения выборжан. Неслучайно в сцене встречи принца Фридриха и Спренгпортена есть еще один молчаливый персонаж – выборгский гражданский губернатор Энгельгардт. Вильгельм фон Энгельгардт – так же, как Спренгпортен и принц Фридрих, реальное историческое лицо. По своим служебным обязанностям он был связан с наместником, и появление его в загородном доме принца в Монрепо в качестве участника такой важной встречи вполне оправдано. В начале романа Энгельгардт – помощник принца, его политический сторонник и друг. Знакомство со Спренгпортеном для Энгельгардта меняет все. “…Теперь, в эти минуты, когда он видел решительное, бесхитростное лицо Спренгпортена, слушал его уверенный голос, его увлеченное описание, Энгельгардт понимал, что не хочет больше служить своему хозяину… Здесь были двое, и каждым из них двигало честолюбие. Но каким разным было это честолюбие!” Для Лемпи Яаскеляйнен роль Энгельгардта в этой сцене романа – роль проницательного наблюдателя, выбирающего в то же время путь развития Финляндии. 

Работая над романом, Лемпи Яаскеляйнен стремилась как можно больше узнать об истории  Монрепо. Обратившись к племяннику владелицы имения, графу Николасу фон дер Палену, она получила доступ к архиву семьи Николаи и чертежам усадебного дома, которые позволили ей максимально достоверно изобразить в романе обстановку и расположение комнат в усадьбе принца Фридриха. Вероятно, именно в этой непосредственной связи автора с историческими документами кроется один из секретов внутренней убедительности романа “Борьба за власть”. 

Как многие выборжане, Лемпи Яаскеляйнен любила гулять в Монрепо. Ее послевоенные воспоминания о парке наполнены личными впечатлениями. Она одна из немногих, в чьих воспоминаниях сохранилось описание портрета молодой девушки, нарисованное на скале на окраине парка и утраченное в послевоенные годы. Монрепо Лемпи Яаскеляйнен – это белые колонны Храма Нептуна и “выгнувшиеся спины японских мостиков над цветущими в протоке кувшинками”. Однажды, в июне 1931 г., Яаскеляйнен пришла в Монрепо с гостями – участниками проходившего в Выборге культурного конгресса - и услышала от седой венгерской баронессы, впервые увидевшей капеллу Людвигштайн: “Это прекраснейшее место на всей земле. А я много, очень много повидала в этом мире”. Для Лемпи Яаскеляйнен Монрепо тоже осталось самым прекрасным местом на земле.

О Выборге Лемпи Яаскеляйнен писала до конца жизни – рассказы, романы, сценарии, воспоминания. Некоторые из ее книг остаются популярными в Финляндии и в наши дни. Современным русским выборжанам они не знакомы совершенно, ни одно произведение писательницы на русский язык до сих пор не переведено. 

Юлия МОШНИК, учёный секретарь

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник историко-архитектурного музея-заповедника  “Выборгский  замок”

P.S. Сегодня мы заканчиваем цикл статей “Монрепо от А до Я”. Целый год мы были вместе с нашими читателями, которым мы благодарны за интерес к нашей рубрике. Совсем скоро вас ждет новый цикл статей, на этот раз – посвященный Выборгскому замку.

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев