Татьяна Моргунова: "Я смотрю на полотно как врач на больного"

На встречу с выборгским зрителем Татьяна Моргунова привезла рабочие инструменты реставратора
1225
Татьяна Моргунова: "Я смотрю на полотно как врач на больного"

Еще один удивительный сюрприз преподнесла жителям Выборга галерея «Знакъ», расположенная в филиале № 1 библиотеки Алвара Аалто. Здесь открылась новая выставка «Вдохновение – восторг – живопись» петербургской художницы Татьяны МОРГУНОВОЙ.

Одна из преподавателей художественного училища имени Серова в Ленинграде (сегодня – Рериха) увидев работы тогда еще абитуриентки Татьяны Моргуновой, заметила, что они слабые и посоветовала поступать на факультет реставрации.

Весна в Монтрё. Швейцария. 2016 г. Татьяна Моргунова

Спустя полгода учебы, пока мы изучали курс спецхимии и биологии, я решила, что не туда попала… Где же собственно реставрация? А со второго семестра началась сначала темперная живопись (реставрация икон), затем масляная (реставрация картин). Эта работа меня так затянула, что сегодня могу утверждать: я выбрала свое дело. Кроме того, я потомственный реставратор: моя мама этим занималась, и дочь Мария тоже пошла по нашим стопам. Смело заявляю, что являюсь представителем ленинградской школы реставрации, потому что у нас преподавали самые лучшие мастера из ГМ «Эрмитаж», «Русский музей». Студентами мы реставрировали иконы в монастырях и храмах Ярославля, Ростова Великого, Архангельска.

Розовый куст. 2013 г. Татьяна Моргунова

Розовый куст. 2013 г. Татьяна Моргунова

Татьяна тогда мечтала работать в «Эрмитаже» или «Русском музее». Но оказалась в реставрационной мастерской в Царском селе. Затем решила продолжить обучение в Академии художеств. Ее жизнь изменилась, когда она познакомилась с настоятелем Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и Коневецкого монастыря Назарием: он взял молодого реставратора в иконописную мастерскую Лавры. Позже Татьяна открыла здесь реставрационную мастерскую, в которой сегодня трудятся вместе с ней еще две дамы.

Горжусь тем, что многие списанные в монастырях и музеях иконы нам удалось отреставрировать и сегодня они украшают храмы нашей страны, - продолжает Татьяна. - Самое старинное полотно, с которым мне довелось работать – это икона Божьей Матери времен Ивана Грозного (1560 года). Для меня любое полотно, с которым приходится работать, скорее, как больной для врача - неважно, что на нем изображено и каков его возраст. Просто нужно спасать. Я не замечаю - это старинная икона или художественное полотно, изображен на нем святой лик или пейзаж. Но вот однажды привезли плащаницу с изображением Христа. И в реставрацию даже приезжали паломники, чтобы ей поклониться. Тогда я задумалась, какое ценное полотно в моих руках.

Кстати, к 300-летию Лавры (в 2013 году) мы втроем прямо на стенах очистили от вековой пыли все образы, порой стоя на лесах на 40-метровой высоте. Некоторые холсты не снимались со времен Екатерины Великой.

Живописью Татьяна серьезно увлеклась лишь в 40 лет, все началось с пейзажей ее любимой деревни в Псковской области. Причем, пишет художница только на пленэрах, когда приходит вдохновение. На встречу с выборгским зрителем Татьяна Моргунова привезла рабочие инструменты. Как оказалось, специальных приспособлений для реставраторов в России не изготавливают и мастера приспосабливают, например, медицинские скальпели, зубодеры, патологоанатомические пилки или стамески. Любопытно, что разрушенное полотно для укрепления мастера пропитывают горячим осетровым клеем, который готовится тут же в мастерской из плавательных пузырей осетров. Кстати, жители блокадного Ленинграда употребляли в пищу такой клей.

Выставка живописных работ Татьяны Моргуновой пробудет в Выборге до конца марта.

Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также