Народному театру выборгского Дворца культуры – 70 лет

Гастроли театра по Карельскому перешейку, 1961 год

Есть сведения, что ещё в XVIII веке на территории Аннинских укреплений в помещении для увеселительных мероприятий появилась первая театральная сцена. В начале XX века в Выборге заметно возросла тяга к театру. Из всех послевоенных коллективов до наших дней успешно действует только один. О главных вехах в его истории рассказывает заведующий постановочной частью, а по совместительству и архивист Народного театра Николай КУЗЬМИН.

– Днём рождения театра считается 6 ноября 1948 года. Именно в этот день постановкой пьесы А.Успенского «Жили три друга» театральный коллектив Дома офицеров заявил о своем рождении. Один из основателей театра Василий Кляузов спустя годы писал: «Вспоминаются мне самые счастливые дни, месяцы и годы моей жизни… Мы вместе с Иваном Никифоровичем Устиновым создали в Доме офицеров театральный коллектив». В ту пору Дом офицеров являлся главной концертной площадкой, на подмостках которой выступали знаменитые артисты со всей страны. Любители прекрасного брали кассу штурмом. Порой люди и стояли в фойе, и сидели прямо на авансцене.

Иван Устинов стал первым режиссером театра. Эстафету руководства коллективом принял сам Василий Кляузов. Первым большим успехом стала постановка спектакля «Прага остаётся моей» по пьесе А.Буряковского. В ту пору становлению театра активно способствовал художник Владимир Петюкевич, который на ряду с актёрами стал подлинным героем спектаклей. За свою творческую деятельность он оформил 49 спектаклей! Всего же под руководством Василия Кляузова было поставлено 14 спектаклей.

Свой вклад в становление театра внёс Сергей Модестов – актёр и режиссёр. «Замечательный, культурнейший человек, добрый товарищ, эрудит», – вспоминал Василий Кляузов. При новом режиссёре было поставлено пять спектаклей, самым успешным из которых стал «Люди, которых я видел» по произведению С.Смирнова. Работа получила высокую оценку у зрителей и специалистов. Это была 22-я постановка за 10 лет функционирования театра. За высокое профессиональное мастерство и большую патриотическую работу среди военнослужащих решением Военного Совета Ленинградского военного округа 30 октября 1959 года коллективу было присвоено звание народного. Именно тогда он стал называться Выборгский народный театр Советской Армии.

Новый этап профессионального роста происходил в шестидесятые годы. Руководить театром был приглашён заслуженный артист РСФСР Николай Виноградов, сыгравший в кино и театре более 200 ролей. В качестве новой постановки была выбрана «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского. Пьеса считалась крайне сложной для постановки, к тому же была великолепно поставлена Ленинградским Академическим театром им. Пушкина. Новая работа была тепло принята аудиторией. За короткое время пьеса была представлена зрителю 27 раз. На областном смотре народных театров получила высокую оценку. Многие актеры театра были отмечены грамотами и ценными подарками.

В 1961-1962 годах при Доме офицеров был организован университет культуры, в программе которого участвовал факультет театрального искусства. После лекций зачастую показывались спектакли народного театра. Начался приток новых творческих сил. Тогда Николай Виноградов организовал занятия по актёрскому мастерству, технике речи, гриму и хореографии. Для этих целей он привлекал специалистов из Ленинграда.

Режиссёр умело формировал сценический репертуар и подбирал актёров. В 1961 году с постановкой произведения А.Успенского «Девушка с веснушками» была организована недельная гастрольная поездка по Карельскому перешейку. Было показано 6 спектаклей и 3 концертных программы. Перед каждым выступлением также читались лекции.

После Николая Виноградова спектакли ставили разные режиссёры, отдельно хотелось бы отметить Ирину Григорьеву. За спектакль «Живые и мёртвые» К. Симонова, за активное участие в развитии художественной самодеятельности и за творческие успехи на фестивале, посвященном 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, народный театр был награждён дипломом лауреата фестиваля самодеятельного художественного творчества советских воинов. Спустя 2 года, в 1967 году, в ходе подготовки к Всесоюзному смотру художественной самодеятельности, посвящённому 50-летию Советской власти, коллективом принято решение ставить «Бранденбургские ворота» М.Светлова. Эту пьесу многие критики считали несценичной, постановка её на профессиональной сцене заканчивалась неудачей. Душой, сердцем и мозгом коллектива становится Александр Хочинский – постановщик спектакля и исполнитель роли капитана Охотина.

Сцена из спектакля «Бранденбургские ворота», 1967 г.

Актёры выборгского театра справились с трудной задачей и покорили не только столичную публику, но и строгое жюри. За постановку коллектив народного театра получил звание лауреата смотра. Этот спектакль, безусловно, является одним из лучших в истории театра.

В 1968 году Ирина Григорьева покидает театр. С тех пор начинается частая смена режиссёров. В дальнейшем это будет происходить почти каждые 2 года. Сравнительно долгим было возвращение первого режиссёра театра, к тому времени уже ставшего заслуженным работником культуры РСФСР, – Ивана Устинова. За 6 лет режиссёр поставил 10 спектаклей. Последней работой под руководством Устинова стала драма «Земное притяжение» А.Сафронова, премьера которой состоялась в декабре 1978 года.

За 10 последующих лет, с 1978 по 1988 годы в театре сменилось 10 режиссёров. При этом коллектив театра не только не утратил позиции, а из сложной ситуации постарался получить выгоду. Каждый режиссёр приносил с собой нечто новое, что группой принималось в творческий арсенал. К тому же некоторые спектакли игрались по несколько лет, например, «Трибунал», который выручал коллектив в трудные времена более 10 лет. Это одна из самых играемых постановок в истории театра.

В самую трудную для театра пору на помощь пришёл Валентин Мультатули, преподаватель Ленинградского института культуры им. Н.Крупской. Он знал театр с начала 1960-х годов. Регулярно ездил на премьеры, помогал находить режиссёров. При подготовке спектакля «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Островского режиссёр разрывался между Выборгом и Ленинградом: приезжал из института на репетицию в Выборг, а в 4 утра уезжал на первой электричке, дабы успеть на занятия к студентам. В 1988 году один из его учеников – Алексей Бочков поставит с актерами выборгского театра свою дипломную работу «Беда от нежного сердца» В.Соллогуба. Спустя год он вернётся в качестве режиссёра театра, с которым его свяжет судьба на долгих 16 лет.

Помимо этюдной работы, Алексей проводил массу увлекательных занятий и игр, помогая актёрам раскрепоститься. Часто проводились капустники, поездки в Ленинград на лучшие спектакли, встречи с актёрами. На 700-летие Выборга, в 1993 году, он порадовал и удивил жителей и гостей города спектаклем-моралите «Человек».

В 1996 году коллектив театра меняет учредителя и переезжает в муниципальный Дворец культуры, тем самым, обретая новый дом. Летом 1999 года Алексей Бочков исполняет свою давнюю мечту – ставит «Пир во время чумы» А.Пушкина. Металлоконструкцию в виде колодца привезли

из столицы, зрителей разместили на высоте 2,5 метра по кругу, а внизу происходило действо. На фестивале в Луге в 2000 году театр получил ряд премий за данную постановку. Всего Алексеем Бочковым было поставлено 14 спектаклей.

В 2004 году режиссёром театра стал заслуженный артист России Николай Устинов-Лещинский, на следующий год поставив спектакль «Летите, голуби…» А. Галина. Данная постановка была удостоена нескольких наград на фестивале «Театральная весна-2006».

В ноябре 2008 года Дмитрий Павлов возглавил коллектив театра, до этого поставив несколько спектаклей, которые высоко оценили зрители. В 2011 году представляет премьеру – «Марьино поле» О.Богаева. На волне успеха спектакля, коллектив театра принимает решение участвовать с данной постановкой в международном фестивале-конкурсе «Theatrical Talents», проходившем в Испании в декабре 2011 года. Выборгский театр стал победителем фестиваля и признан лучшим в трёх номинациях: за музыкальное оформление, актёрский состав и лучшую режиссёрскую работу.

Гастроли в Испании, 2011 год

Последние 2 года театром руководит Александр Костенков.

На сегодняшний день очень важно, что к нам примыкают молодые актёры, желающие расти и играть в нашем театре. При этом без внимания не остаётся и «старая школа», получается отличный сплав молодости и опыта.

За 70-летнюю историю в театре сменился 21 режиссер из 538 актёров – 22 стали профессионалами, было поставлено 110 спектаклей.

К юбилею театра, 27 ноября состоялась премьера первого акта «Зойкиной квартиры» М. Булгакова. Полностью спектакль будет показан зрителям после Нового года.

Записал Павел ТОПОРИКОВ

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев