Кухня как лекарство для души…

Любовь Волкова: каждый предмет из музейного фонда сопровождается легендой

… а музей как лекарство от беспамятства

Выставки в научной библиотеке Выборгского замка прежде всего преследуют цель познакомить потенциальных читателей с книжным и документальным фондом. Однако особую выразительность этим экспозициям придают предметы из музейных коллекций, подобранные в тему сотрудниками библиотеки Любовью ВОЛКОВОЙ и Алексеем МЕЛЬНОВЫМ совместно с хранителями фондов.

Наше все

Вот и сейчас на выставке «Еда как культурное наследие» наряду с многочисленными книгами рецептов национальных кухонь, наборами открыток с рецептами, вырезками с рецептами, рецептами, записанными на клочках бумаги, имеются и более весомые в прямом смысле слова экспонаты. Например, центральное место в экспозиции занимает крендель. Самый настоящий, испеченный Альбиной МОРОЗОВОЙ. Когда в конце 1990-х предприниматели начинали эксперименты по массовой выпечке выборгского кренделя, детский доктор Альбина Морозова проводила те же эксперименты на своей кухне. В 2009 году она подарила крендель Любови Волковой, а та его сохранила. Так вышел еще один эксперимент: спустя почти десять лет крендель не потерял своего товарного вида, он все так же румян и блестящ. Сама же Альбина Алексеевна свои изделия на длительность хранения не проверяла, потому что они сразу съедаются. Мята, тмин, кардамон, майоран, гвоздика, мускатный орех, шафран – вот какие пряности добавляет она в тесто.

– Выборгский крендель удовлетворяет всем критериям ЮНЕСКО относительно нематериального культурного наследия, сформулированным в 2003 году. Это и преемственность, и возобновляемость традиции, и отражение в литературе и искусстве. Кто только не писал о нем! Николай Некрасов, Николай Лесков, Афанасий Фет, Лев Успенский, Наталья Кончаловская, Корней Чуковский – в этом списке десятки известных имен. Мы глубоко убеждены, что именно крендель стал той культурной ниточкой, которая связала Выборг довоенный с Выборгом послевоенным. Ведь в ХХ веке в городе полностью сменилось население. А что это значит на бытовом, человеческом уровне? Обрушение всех традиций. Недаром работники краеведческого музея в 1960– е много сделали для того, чтобы возродить выпечку выборгского кренделя, нашли рецепт, обратились на хлебокомбинат. К сожалению, тогда дело не пошло, – говорит Любовь Волкова. –  Зато сейчас сразу несколько местных предпринимателей предлагают крендель, выпеченный по собственному рецепту. Конечно же, выставка повествует и о знаменитой крендельной войне, которая шла в городе в начале ХХ века, и о пиве, которое традиционно производилось и производится в Выборге.

Сама Любовь Волкова знает толк в кофе, ведь ее родной город – Таллинн. И конечно, она не могла обойти вниманием тот факт, что до войны выборгская контора Paulig по продажам кофе опережала хельсинкскую! Раздел, посвященный этому напитку, демонстрирует различные виды упаковок, несколько кофемолок и даже кофежарку.

– Все кофемолки, хранящиеся в фондах нашего музея, датированы концом XIX – началом XX века. Каждый предмет, который поступает в фонды, сопровождается легендой. С одной из кофемолок связана история о первых переселенцах. Эвакуация коренного населения в войну проводилась в большой спешке, семьи могли брать с собой только самое необходимое. Поэтому в выборгских квартирах осталось много мебели, утвари. Так в распоряжении одной переселившейся  в город семьи оказался увесистый предмет, назначения которого никто не знал. Чтобы добро не пропадало, переселенцы стали сбивать в нем масло. Масло сбивалось плохо. Что делать? Выкинуть ящик с ручкой? Выход нашелся. Музей в первые годы своего существования занимался комплектованием фондов. Его сотрудники устраивали обходы по Выборгу и окрестностям. Они стучали в дома и просили отдать или продать за небольшие деньги предметы, оставшиеся от коренного населения или привезенные переселенцами с родины. В одном из таких походов и была добыта «кофемолка-маслобойка».

Царская птица

Таможенный конфискат – тоже прекрасный источник пополнения фондов, говорит Любовь Волкова. Именно так когда-то в музей попала картина «Старуха с кофемолкой». Широкой публике она демонстрировалась два раза: в 1985 году, по случаю 25-летия музея, как один из выразительных фондовых предметов и в 1996–м, очень недолго,  на выставке «Пограничный Выборг». Это работа, предположительно, немецкого художника середины XIX века.

– Скорее всего, полотно было отреставрировано с ухудшением живописного слоя. Второе название картины «Приживалка». Но посмотрите – какая же это старуха и приживалка? Эта женщина со следами былой красоты явно благородного происхождения. И цесарка на ее плече здесь совершенно не случайно, ведь это «царская птица».

Похлебкин в гостях у замка

Когда-нибудь загадка «Старухи с кофемолкой» будет разгадана. Маленькие, но удивительные открытия происходят в музее практически повседневно. Так, например, буквально накануне открытия выставки всплыл основательно забытый факт: 11 сентября 1984 года в Выборгском замке побывал Вильям Похлебкин – известный скандинавист и знаток русской кулинарии, автор «Истории водки». Запись об этом нашлась в дневнике Зинаиды НОВОСЕЛОВОЙ: именно она, будучи в тот день дежурной по замку, принимала ученого. После своего визита Похлебкин прислал в музей машинопись своего исследования «Иностранные консульства в Выборге в начале ХХ века».

 

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

 P.S. Вильям Похлебкин, кстати, считал, что к национальной кухне нужно относиться как к культурному наследию и даже как к лекарству для излечения национальной души. На книжной выставке, посвященной еде, душу вы, может быть, не излечите, но аппетит точно нагуляете. Сделать это можно до 31 мая.

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев