Иоганн Себастьян Бах и Павел Николаи: разговор через столетия

В соборе св. Петра и Павла состоялся концерт-реконструкция

Программа концерта была выстроена по принципу, в соответствии с которым великий немецкий композитор XVIII века сочинял свои знаменитые «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну»: евангельские тексты, повествующие о страстях Христовых, чередовались с музыкальными комментариями.

Что объединяет Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) и Павла Николаи (1860-1919)? Оба были лютеранами, оба читали Библию – один на русском языке, в Синодальном переводе, другой на немецком языке, в переводе Мартина Лютера. Оба соблюдали Великий пост и праздновали Пасху. Оба внесли большой вклад в культуру, оба современны и сейчас – свидетельством тому стал полный зал слушателей, которые, не побоявшись эпидемии гриппа, пришли в холодное мартовское воскресенье на концерт в собор и, затаив дыхание, внимали каждой ноте и каждому слову.

Художник по костюмам Елена ПОЛЕВИНА, тщательно изучила старинные фотографии и попыталась воссоздать атмосферу того времени. Декорации нарисовала юная художница Мария ГУСЕВА, в роли студентов начала  XX века выступили Даниил АНДРЕЕВ, Алиса ЗИНЧУК, Игорь ПРОТАСОВ.

Открылся концерт Арией Петра из «Страстей по Матфею» И. С. Баха, где вокальную партию «спела» виолончель.

Помимо музыкальных комментариев прозвучали и комментарии литературные – фрагменты из книги Павла Николаи «Пособие при изучении Евангелия от Марка» (первое русскоязычное пособие для мирян, желающих изучать Библию). Эту книгу последний владелец усадьбы Монрепо, издал анонимно в 1907 году. Один из экземпляров книги хранится в Москве, в Российской государственной библиотеке. Дарья ШКУРЛЯТЬЕВА заказала электронную копию раритетного издания и включила фрагменты из него в литературно-музыкальную композицию.

На одной из первых страниц пожелтевшей от времени книжечки карманного формата можно прочитать отзывы студентов начала прошлого века: будущие медики, юристы, инженеры рассказывают о том, как это учебное пособие изменило их мировоззрение. Павел Николаи, основатель Русского христианского студенческого движения, старался привить духовные ценности молодежи.

Ржевская церковная органистка Елена БАРАНОВА и виолончелистка Дарья Шкурлятьева, играют вместе уже более 10 лет. На этот раз были исполнены органные сочинения И. С. Баха, А. Вивальди, Т. Альбинони, а также несколько органно-виолончельных транскрипций.

Для любительского хора им. М. Агриколы участие в концерте стало важной вехой – впервые хор исполнил столь масштабную программу из разноплановых сочинений. Здесь были и хоралы из «Страстей по Матфею» И. С. Баха, и молитвенное песнопение из французского монастыря Тэзе, и «Stabat Mater» венгерского композитора XX века Золтана Кодая, и финское песнопение, написанное в необычной форме диалога. Все хоровые произведения объединяла тема Великого поста. Чтобы воссоздать атмосферу библейского кружка времен Павла Николаи, в начале концерта хор исполнил песнопение «Вот дремлет Гефсиманский сад». Текст этого песнопения сочинил И. С. Проханов (1869-1935), вместе с которым Павел Николаи в 1906-1909 гг. создавал Русский евангельский союз.

Вёл концерт пастор выборгского прихода Дмитрий РОЗЕТ. Он читал фрагменты Евангелия, запечатлевшие Семь последних Слов Спасителя на Кресте. После каждого фрагмента пастор гасил одну из свечей на семисвечнике. В конце концерта все свечи были вновь зажжены – в знак того, что после страданий и смерти Христос воскрес.

Этот день можно считать днем рождения Клуба исторической реконструкции при выборгском Евангелическо-лютеранском приходе Свв. Петра и Павла. В планах – реконструкция литургии М. Лютера и М. Агриколы. Среди юных прихожан много любителей истории и театрализации. Приходской хор, носящий имя финского реформатора, также видит своей целью просветительскую и исследовательскую работу. Так что, возможно, небольшие фрагменты старинных литургий будут представлены гостям прихода уже 19 мая – в рамках «Ночи музеев».

Следите за афишами на сайте прихода: https://wiborg.jimdo.com

Подготовила Ольга НАБАТОВА

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев