Прошли почти всю войну и погибли в один день

824
Имена отца и сына Прокопия и Дмитрия Холявка увековечены на Южном кладбище

Как случайный комментарий привел к открытию новой страницы истории

История вообще и военная история в частности порой приоткрывают свои ранее неведомые или забытые страницы совершенно причудливым образом. Однажды, ведя экскурсию по выставочному залу «Выборг – город воинской славы», заведующий залом Владимир БЫКАЧЕВ услышал замечание одного из экскурсантов: «А ведь Лазарев, о котором вы рассказываете и в честь которого названа станция под Выборгом,  – лётчик...»

Конечно, нужно было подтвердить или опровергнуть это замечание. Быкачев привычно обратился к электронной объединенной базе данных Министерства обороны ОБД Мемориал, задав в поиске «Лазарев Владимир Петрович», и помимо 5-й странички, которую выдал поисковик с именем красноармейца 1187 стрелкового полка 358 стрелковой дивизии Владимира Лазарева, посмотрел и всё донесение. На первой странице именного списка безвозвратных потерь дивизии указано: 101 человек за период с 10 июня (начала Выборгской наступательной операции) по 31 июля.

Решил полистать и посмотреть: все ли у нас увековечены. В документе есть схемы расположения могил; на одной из них обозначена могила Лазарева на том самом месте относительно железной дороги и переезда, где она находится и по сей день. Дальше в сторону Петербурга начерчен ещё один железнодорожный переезд, и там отмечено ещё одно захоронение. Это всё надо искать...

Дальше на 17 странице донесения встретились два имени: Холявка Прокопий Иванович 1900 года рождения, а следом – Холявка Дмитрий Прокопьевич 1922-го. Оба убиты 25 июня 1944 года. Никаких сомнений в том, что это отец и сын, у обоих в графе адрес места жительства указана Ровенская область, Красноармейский район, деревня Крупец. И имена родственников: у Прокопия жена, у Дмитрия – мать Христина Тимофеевна. Похоронены на дивизионном кладбище 358 стрелковой дивизии в городе Выборге Карело-финской ССР.

Теперь это Южное кладбище Выборга, где расположено воинское захоронение; имена обоих там и увековечены на мемориальных плитах. 

…Прошли всю войну. Наверняка отец берёг сына как зеницу ока. И погибли в один день, в одном бою. В документах мы видим, что призваны они из Ровенской области, теперь уже родных не найти… Но о таких историях обязательно надо рассказывать.

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также