«Сказка Севера глубока и пленительна»…

1208

Цитаты из повести «Пламя» Николая Рериха открывают новую выставку в Выборгском замке

Что нам, можно сказать, северным жителям, известно собственно о Севере –  Карелии, Архангельской или Вологодской областях? Согласитесь, немного. Чтобы пополнить багаж знаний о местности, в которой мы живем, и  о ближайших соседях, отправляйтесь на выставку «Помни о Севере», открывшуюся недавно в Выборгском замке.

Освоение северных земель, их природные богатства, обустройство быта людей, традиции, а также Север, описываемый известными художниками и писателями – все это представлено в уникальной экспозиции.  

Куратор выставки – ученый секретарь Выборгского замка Юлия МОШНИК подчеркнула: экспозиция не случайно появилась в нашем замке – это большой межмузейный проект, рассказывающий о северных коллекциях музеев. Экспозиция «Помни о Севере», созданная при поддержке компании «Норникель», уже побывала в Великом Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге, а впереди – еще пять музеев. Проект не ограничивается выставочным пространством, он предполагает много интересных встреч и семинаров. В общем деле приняли участие, представив свои экспонаты, Ивангородский художественный музей, являющийся филиалом Музейного агентства Ленинградской области, Санкт-Петербургский институт истории РАН, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Ленинградский областной государственный архив. Дизайн экспозиции создали московские художники Игорь и Елена ПРИВАЛОВЫ.  

- Название выставки «Помни о Севере» - цитата из единственной повести Николая Рериха «Пламя», написанной ровно век назад в Карелии. Кстати, некоторое время Рерих жил и в нашем городе. Сюжет повести имеет отношение к нашей выставке, потому что в ней автор рассказывает о художнике, который «перегорев», уезжает на Север и находит там новые силы. Наша выставка как раз о том Севере, который возвращает энергию людям, способствует возрождению к новой жизни.Юлия Мошник

На выставке представлены экспонаты от начала XVIII до начала XX века, а также природные богатства, связанные с освоением северных территорий от Карельского перешейка до Беломорской Карелии и Архангельской области.      

Здесь очень много интересного, к примеру, редкая карта освоения ближнего Севера, датированная 1742 годом и созданная в Академии наук. В отдельных витринах представлены природные богатства Севера – граниты, мрамор, горный хрусталь, , известный в народе как «лопарская кровь», яшма, гранаты, рубины… Впечатляют дамские украшения, головные уборы и наряды, а также предметы быта жителей Севера – самопрялка, деревянный сундук, полотенца, вышитые в вологодской и архангельской технике.

Особое место на выставки занимает полотно Николая Рериха, посвященное Выборгской крепости (1917-1919 годы). Кстати, его Юлия Мошник сама доставила из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Здесь же – разрешение на выезд из Выборга в Финляндию семьи Рерихов в 1919 году за подписью выборгского губернатора, а также паспортная книжка Николая Рериха и фотографии его семьи.


Хочется обратить внимание на коллекцию медного литья старообрядческой пластики, которая зародилась в Выговском общежительстве (Поморье) в XVIII-XIX веках.

- Известно, что многие пытались повторить выговское литье, но более-менее похоже получалось только в мастерских Урала (изделия уральских мастеров также представлены на выставке). Выговское литье отличается особым художественным мастерством и умением работать с эмалью. Это тонкая заливка, высокая степень прорисовки ликов. Как правило, медные изделия грешат поверхностностью, обобщенностью образа, а поморцы старались весьма детально воспроизводить сюжеты. За тонкость мастерства их работы ценились выше остальных.Куратор выставки Юлия Мошник   

Здесь же старообрядческий сборник - «Книга Поморские ответы, написанные обществом нашего христианства в лето 7185 год» из личного собрания Николая Лихачева.

Отдельное место занимает блок, посвященный русскому Северу – Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерниям, - таким, какими их увидел замечательный русский художник художник Иван Билибин. Здесь выставлены авторские открытки, а также вещи принадлежавшие художнику, например, фотоаппарат, кисти и краски. Известно, что неизгладимое впечатление на Билибина произвел народный костюм, которому хон посвятил в т.ч. и серию открыток. На выставке в замке костюмы на открытках «оживают» стоит повернуть голову и увидишь тот же костюм уже на манекене. Удивительно, что коллекцию северных костюмов Иван Билибин смог сохранить на протяжении всей своей жизни, уехав из Петербурга в Северную Африку, Францию и возвратившись в блокадный Ленинград.

Понятно, что вернисаж собрал множество гостей. Директор объединенного музея-заповедника «Выборгский замок» Владимир ЦОЙ признался, что с волнением дает старт этой яркой удивительной выставке, которая, безусловно, является событием в жизни музея.  

Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также