Репины на Карельском перешейке

Юрий Репин. Портрет работы Василия Сварога
Юрий Репин. Портрет работы Василия Сварога Репины на Карельском перешейке

Совместный проект объединения «Серебряная нить» и филиала № 1 библиотеки Алвара Аалто. Напомним, что этот проект под названием «Выборжанам о выборжанах», направленный на сохранение традиций и культуры нашей страны, рассказывает о жизни и творчестве известных земляков, которые писали картины, сочиняли стихи и музыку. Их имена навсегда вписаны в историю России.

Расцвет творчества Ильи Репина пришелся на 1880-е годы, когда художник создал галерею портретов современников. А более поздние «Бурлаки на Волге», «Садко», «Царевна Софья», «Портрет Мусоргского», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» вошли в сокровищницу мировой культуры… Как вспоминал Репин в своих мемуарах «Далекое близкое», его жизнь изменилась в тот момент, когда он впервые увидел «оживление» арбуза: черно-белая картинка, размещенная в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика. Со своей первой женой художник обвенчался в 1872 году. Вместо свадебного путешествия молодые отправились на этюды в Нижний Новгород, где Репин искал мотивы и типажи для будущего полотна «Бурлаки на Волге». Второй его женой стала писательница Наталья Нордман (писавшая под псевдонимом Северова). Тогда же Репин приобрел усадьбу Пенаты в Куоккала (Репино). Здесь он провел последние 30 лет жизни. Примечательно, что усадьба получила свое название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Почти все объекты сада, окружавшего дом, имели имена, взятые из сказок или мифов: храм Изиды, башня Шахерезады, скала Прометея.

Наталья считала, что друзья отвлекают мужа от работы, и пыталась упорядочить их визиты, устраивая «открытые среды», когда гости могли навещать художника. Посетители - музыканты, поэты, живописцы - удивлялись «причудам» хозяйки, которая отказалась от прислуги и по всему дому развесила объявления: «Все делайте сами».

Наталья была вегетарианкой, к чему приучала мужа и его друзей. В центре столовой у Репиных стоял стол особой круглой конструкции, выполненный по заказу финским столяром. Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами. Чистая посуда стояла тут же рядом, а использованную можно было отправить в выдвижные нижние ящики стола. Интересная деталь: места за столом определялись по жребию. Номер первый становился председателем, в обязанности которого входило снимать крышки с кастрюль с вегетарианскими кушаньями (по воспоминаниям Владимира Маяковского, после обеда у Репиных он торопился в вокзальный буфет, чтобы подкрепиться). За нарушение установленных правил полагалось произнести речь экспромтом с трибуны, расположенной в углу столовой на возвышении. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Больше всех здесь отличались Корней Чуковский и Владимир Маяковский, который именно с этой трибуны впервые прочел «Облако в штанах».

Частыми гостями Репиных были также Максим Горький, Зинаида Гиппиус, Николай Ге, Федор Шаляпин. 

После смерти жены от туберкулеза в 1914 году Репин передал бразды правления в Пенатах дочери. После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, художник оказался отрезанным от России и сблизился с финскими коллегами. Он сделал немалые пожертвования в фонд местных учреждений культуры, а Гельсингфорскому музею подарил большую коллекцию картин.

Умер Илья Репин 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке усадьбы Пенаты.

Из четырех его детей от первой жены только Юрий пошел по стопам отца – художник всю жизнь был в тени знаменитого отца. Юрий обучался в классе батальной живописи на Высших педагогических курсах при ИАХ. Женившись, бросил учебу, не получив звания классного художника. Родились два сына – Гай и Дий. С 1907 года семья жила в Пенатах, где Наталия Нордман выделила родственникам участок, на котором был построен дом с мастерской.

Будучи помощником отца в мастерской, Юрий находился под сильным его влиянием – писал исторические картины, портреты и пейзажи, создал много картин на евангельские темы. За работу «Великий вождь» получил юбилейную премию принцессы Евгении Ольденбургской и золотую медаль Мюнхенского Сецессиона. В 1914 году художник открыл в Куоккале частную рисовальную школу для детей.

Юрий Репин похоронил отца, жену и сестру. По-видимому, все эти потери сказались на его характере, привели к замкнутому образу жизни, у него появилась склонность к мистицизму, он увлекается темой страстей Голгофы. После Второй мировой войны художник жил в Хельсинки, где продолжал заниматься живописью, но не имея постоянного пристанища, бродяжничал. 9 августа 1954 года покончил с собой, выбросившись с четвертого этажа дома Армии спасения в Хельсинки.

Судьбы дочерей Ильи Репина сложились по-разному:  Вера, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась в Пенаты, позже переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Надежда окончила женские медицинские курсы в Петербурге, работала в земских больницах. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году страдала душевным недугом. Живя с отцом в Куоккале, почти не покидала своей комнаты. Ушла из жизни в 1931 году. Младшая, Татьяна, по окончании Бестужевских курсов преподавала в школе. После смерти отца уехала во Францию, где и сегодня живут потомки Репиных. Татьяна умерла в 1957 году. 

Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина и его собаки Бульки. Фото Карла Буллы, февраль 1914

Первый музей Репина был открыт в 1940 году, но просуществовал всего четыре года (в 1944 году здание было разрушено). К счастью, архив, вывезенный в Академию художеств, не пострадал. Сохранившиеся картины, письма, вещи стали основой при восстановлении усадьбы. Элементы оформления сада были воссозданы по рисункам Репина и воспоминаниям тех, кто бывал в Пенатах. Дом-музей художника в Репино был открыт в 1962 году.

О жизни и творчестве отца и сына рассказала читателям библиотеки представительница «Серебряной нити» Елена ОЛЕНИНА. Местные поэты читали свои стихи, посвященные художникам.

–  В начале 90-х годов в Выборгском замке демонстрировалась выставка работ Юрия Репина. Практически все они были по теме Голгофы. Мне тогда было лет 20, честно признаюсь, впечатление эти полотна произвели на меня угнетающее. В то время я как раз увлекалась произведениями Леонида Андреева – писателя, красавца, а на выставке был портрет «Явление Леонида Андреева Юрию Репину с того света» кисти Юрия Репина. Пронзительные глаза с полотна преследовали меня всю дорогу от замка до дома. Жила я тогда в Приморске, в деревянном доме, вокруг лес… Было жутковато, пришлось напроситься на ночь к соседям. Елена Оленина

Записала Маргарита ЗАХАРОВА

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев