КАК ПЛОТНИКУ СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ?

КАК ПЛОТНИКУ  СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ?
936
КАК ПЛОТНИКУ СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ?

Преподаватель флористики из Выборга стала экспертом международного движения по развитию профессионального обучения 

Возможно, некоторые помнят, как вроде бы еще в недалеком прошлом в школе был такой предмет как «начальная профессиональная подготовка». В обязательном порядке раз в неделю мы отправлялись на УПК – Учебно-производственный комбинат - и «изучали» профессию. 

Я, например, «слепым методом» стучала на пишущей машинке и получила в итоге удостоверение  машинистки. Кто бы знал, как пригодится мне в дальнейшем эта простая вроде бы профессия. Я весело и быстро набивала статьи на клавишах теперь уже компьютера. Помню, мальчишки обучались профессии сварщика, автослесаря, электрика. Девочки могли выбрать профессию продавца и телефонистки. Профориентация перестала быть обязательной в 1999 году. 

Понятно, что с тех пор среднее профессиональное образование сильно сдало позиции и в плане престижа, и материальной базы, и преемственности. Конечно,  ситуация в России меняется, так как несколько лет назад страна присоединилась к международному движению WorldSkills International (WSI). Оно объединяет более 70 стран и направлено на повышение статуса среднего профессионального образования, и не только. Начиналось все в послевоенной Европе: города в руинах, колоссальная нехватка рабочих рук. Казалось бы, можно пригласить кадры из соседних стран. Но не тут-то было. Выявляется проблема: каменщики из Португалии не могут работать в Испании и наоборот. Потому что стандарты работ разные. И тут директору одного из испанских училищ  приходит в голову идея - проводить соревнования между учащимися разных стран, потому что это позволит разработать единые стандарты. Идея осуществилась в 1953 году, было организовано WorldSkills International (WSI).

Россия присоединилась к этому движению в 2012 году. Проект WorldSkills Russiaразработан в Агентстве стратегических инициатив под председательством Президента РФ В.Путина. Первый всероссийский конкурс рабочих профессий WorldSkills Russia состоялся в Тольятти в 2013 году, в нем приняли участие более 300 конкурсантов. По итогам соревнований была сформирована сборная Российской Федерации, которая приняла участие в чемпионате мира WorldSkills International в Лейпциге. Тогда Россия разделила последнее, 41 место, с Чили, Эстонией, Исландией, Кувейтом, Оманом и Саудовской Аравией. 

Не правда ли, напоминает олимпийское движение? Только вместо спортсменов – плотники, фрезеровщики, дизайнеры, флористы, токари и другие «компетенции» - так в WorldSkills называют специальности. Всего в структуру чемпионата  WorldSkills входит 99 профессиональных компетенций, которые поделены на направления: строительные технологии, творчество и дизайн, информационные и коммуникационные технологии, производственные и инженерные технологии, сфера услуг, обслуживание гражданского транспорта. Возраст участников – от 16 до 22 лет.

Так же, как и олимпийцы, молодые специалисты тренируются весь год: оттачивают свои профессиональные навыки и участвуют в региональных соревнованиях, чтобы затем продемонстрировать их во время международных чемпионатов. Между соревнованиями эксперты тренируют своих воспитанников. Все как в большом спорте.

Экспертами WorldSkills становятся профессионалы своего дела. В составе российской сборной есть и выборжанка. Не так давно на должность эксперта приглашена Татьяна КОМАРОВА, преподаватель флористики Выборгского техникума агропромышленного и лесного комплекса. Теперь это постоянное место работы, но с WorldSkills Татьяна сотрудничает уже около двух лет. В нынешнем году в Казани ее воспитанница, учащаяся Выборгского техникума Лиза Нефедова, заняла второе место в чемпионате «Молодые профессионалы WorldSkills Russia».

- Флористы Ленинградской области показывают очень высокие результаты на Региональных соревнованиях WS, - говорит Татьяна. - В 2019 году впервые международные соревнования пройдут на территории России, в Казани. Все силы сейчас  направлены на подготовку этого события. Идут бесконечные тренировки и участие в региональных и международных турнирах. Анализируются ошибки, совершенствуется стратегия.С каждой тренировки расширенного состава нашей сборной я приезжаю с массой новых идей и планов. Я вижу азарт и устремленность ребят-участников. Мне очень приятно чувствовать себя частью этого движения. И я вижу реальные результаты. В этом году Россия примет участие в международном соревновании в Гетеборге, а в 2017-м в Абу-Даби. Нам важно перенимать опыт и других стран.

Среди стран-лидеров World-Skills International – Япония, Корея, Китай, Финляндия, - рассказывает Татьяна. Например, в Корее очень бережно относятся к умению работать руками, несмотря на то, что это высокотехнологичная страна. Российские представители World-Skills учились в Корее, и даже бесплатно. Но это редкость. В Герма-нии, например, не отказались поделиться опытом, но предложили сделать это только после чемпионата. Другие страны и вовсе не хотят делиться опытом с конкурентами. Спорт есть спорт….

К сожалению, сейчас в России утерян один из главных моментов профессионального обучения – связь с работодателем. Смысл движения – как можно раньше выявить талантливую молодежь, таких специалистов ценят работодатели. В России пока этого нет. В министерстве образования обсуждался вопрос о необходимости ввести в школе экзамен по WS. Идут переговоры с крупными российскими компаниями о предоставлении молодежи рабочих мест. Правда, пока только «РосАтом» готов предоставить рабочие места. 

В общем, проблем пока много. Движение WorldSkills Russia нуждается в талантливых молодых людях и наставниках. Как «влиться» в движение?

- Очень просто, – уверяет Татьяна Комарова. - В первую очередь необходимо сообщить о своих намерениях в Региональный Координационный Центр World-Skills Russia Ленинградской области. Сделать это может как частное лицо, так и администрация любого колледжа, училища или техникума Выборгского района. Если заявка будет рассмотрена, обучение должно быть профинансировано, ведь обучение, поездки на региональные соревнования, приобретение необходимых инструментов или расходного материала требует немалых затрат.

- Неужели любое училище может подать документы?,- не верю я. - И  медицинский колледж? И политехнический?

- Конечно. Ведь такие профессии, как сварщик, повар, строитель – востребованы. Их необходимо развивать и поддерживать. 

К тому же система соревнований рабочих профессий – это лишь вершина айсберга, а главная цель – разработка системы профстандартов, без их совершенствования не ликвидировать отставания от зарубежной промышленности.

Евгения ПРОТАСОВА  

Читайте также