КАК КРАСНОСЕЛЬЦЫ НА ЧУЖБИНЕ ОТЦОВСКИЙ ПРОМЫСЕЛ СОХРАНИЛИ

КАК КРАСНОСЕЛЬЦЫ  НА ЧУЖБИНЕ  ОТЦОВСКИЙ ПРОМЫСЕЛ  СОХРАНИЛИ
КАК КРАСНОСЕЛЬЦЫ НА ЧУЖБИНЕ ОТЦОВСКИЙ ПРОМЫСЕЛ СОХРАНИЛИ КАК КРАСНОСЕЛЬЦЫ НА ЧУЖБИНЕ ОТЦОВСКИЙ ПРОМЫСЕЛ СОХРАНИЛИ

Поселки Выборгского района были переименованы после войны, и их названия, как правило, не имеют ничего общего с прошлым этих мест. А вот у Красносельского история нетипичная. Русское название селения – Красное Село – появилось еще после Северной войны, когда первый комендант Выборга граф Григорий Петрович Чернышев переселил сюда русских крестьян из своих имений в Центральной России.

Из историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии (1875): «О занятиях красносельцев скажем следующее: когда граф Чернышев переселял своих крестьян в Финляндию, то, зная неблагоприятные качества здешней почвы, он хотел из переселенцев образовать сословие не столько земледельческое, сколько ремесленное и, потому переводил сюда преимущественно таких крестьян, которые знали какое-нибудь ремесло. И доныне Красносельские прихожане занимаются ремеслами: обтесывают камни, строят печи, делают глиняную посуду, занимаются штукатурной и малярной работой и уходят на заработки в Финляндию и в окрестности Петербурга. Остальная часть народонаселения занимается земледелием. Язык прихожан совершенно русский, напоминающий Московскую и Ярославскую губернии... Финских слов или искажений в языке, напоминающих финна, у прихожан не замечается». Издавна славилось Красное Село (финское название Кююрёля) своим гончарным промыслом, традиции которого передавались от поколения к поколению. Здесь располагалось около 60 небольших гончарных заводиков, семейных мастерских, которые изготавливали кирпичи, посуду, игрушки.

…В 1939 году бывших жителей Карельского перешейка в Финляндии ждал неласковый прием. Соотечественники воспринимали их как лишние рты. Поэтому переселенцы старались селиться общинами. Например, выборжцы в основном осели в Лахти, Лапеенранте, под Хельсинки. Что и говорить: русскоязычным православным красносельцам тем более были не рады. Они  несколько раз обращались в правительство с просьбой выделить им место под поселение, но все прошения остались без ответа.  Выходцы из Красного Села долго мыкались по Финляндии, пока не рассеялись по стране…

В 1989 году научному сотруднику ГМ «Выборгский замок» Зинаиде НОВОСЕЛОВОЙ позвонили смотрители музея и сообщили о том, что по экспозиции ходит русскоязычный финн, дарит всем свистульки, и при этом рассказывает, что он уроженец Красного Села.

– Я, зная историю Красносельского, тут же подошла к нему познакомиться.  Александр Васильевич Бородулин очень обрадовался, что его свистульки (он называл их «карелки») представляют для нас интерес, и предложил подарить музею партию своих изделий. Мы уладили дела с таможней, и вскоре коллекция (более 60 фигурок) была доставлена в замок. В том же году открылась выставка на её основе – «Солнечный мир игрушки». Александр Васильевич потом еще не раз приезжал в Выборг вместе с женой (она тоже родом из Красного Села) и даже привозил туристические группы. У нас тогда наступили тяжелые времена, и меня всегда поражало, какие они жизнерадостные и активные, несмотря на преклонный возраст...

Бородулины специализировались на изготовлении свистулек, которые с большим успехом продавались на ярмарках, но делали также окарины (свистковые флейты). Александр Бородулин перенимал гончарное искусство от своего отца Василия Ивановича Бородулина (1902-1986). Первую свистульку он сделал, когда ему было 11 лет. В Финляндии Александр Васильевич выучился и всю жизнь проработал электриком, но любимого гончарного дела не бросал – участвовал в ярмарках, выставках, даже заграничных.

В коллекции бородулинских свистулек прослеживаются традиции гончарного искусства красноселов, этапы изготовления и покраски изделий. Александр Бородулин показал и типичные черты семейного промысла (особую раскраску, форму), и свои привнесенные  идеи. На выставке «Птица на границе», которая проходит в замке, можно увидеть петушков из этой коллекции.  Все свистульки имеют свои названия: «Карельский петушок», «Карелка», «Петух-монах» и «Курица-монашка», «Петух-музыкант», «Ноев ковчег», «Петух-фантазия», «Петух-новосел» и т.д. Причем известно, что два петушка из этой коллекции созданы внуком Бороду-лина Осмо, который работает полицейским. К сожалению, связь с Александром Бородулиным прервалась еще в прошлом веке, а было бы интересно узнать – занимаются ли его потомки этим промыслом до сих пор.  

Сотрудники Выборгского музея-заповедника надеются, что читатели нашей газеты в Финляндии помогут им разыскать контакты с семьей Бородулиных.

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

На фото:

№1 Так выглядело Красное Село (Кююрёля) в 1934 году. Всего в Финляндии на Карельском перешейке в 50 км к югу от Выборга было четыре русских 

поселения – Новая Деревня, Паркино, Развоз и Красное Село. Сейчас сохранилось только Красносельское. Фото: Museovirasto

№ 2 Продукция красносельских мастеров пользовалась большим спросом на ярмарках. Фото: Museovirasto

№ 3 Свистульки из коллекции Александра Бородулина – эти еще не раскрашены

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев