КАЧЕСТВЕННОЕ КИНО СО СЛОЖНОЙ СУДЬБОЙ

КАЧЕСТВЕННОЕ КИНО  СО СЛОЖНОЙ СУДЬБОЙ
738
КАЧЕСТВЕННОЕ КИНО СО СЛОЖНОЙ СУДЬБОЙ

В день рождения Государственного Эрмитажа начальник историко - информационного центра музея Юлия КАНТЕР представила выборгскому культурному сообществу Александра СОКУРОВА, который много лет назад принял предложение Михаила ПИОТРОВСКОГО и стал членом попечительского совета крупнейшего музея страны. Кинорежиссёр, признанный одним из ста лучших в мире, лауреат многих фестивалей, Государственной Премии России, премии Ватикана, более 40 раз номинировавшийся на призы самых престижных киноконкурсов, в которых 26 раз одерживал победу, Сокуров - человек необычайной скромности.

О музеях

 - Для меня Эрмитаж - родное место, Отечество, незаменимое для моей души и сердца. Музеи страны – это наше культурное достояние, наша гордость, то, за что россиянам никогда не будет стыдно. В этих стенах трудятся уникальные, достойные люди. Для кинематографа встраиваться в жизнь музеев - это большая честь. 

Добавим, что режиссер особо  отметил интересную экспозицию нашего выставочного центра и назвал перспективной идею создания таких центров по всей стране. 

О фильмах

Для показа в Выборге группа выбрала 50 фильмов, режиссёр отдал предпочтение документальным лентам: “Пример интонации”, “Интонация. Юрий Шмидт”, “Элегия жизни”, “Альтовая соната” и художественной “Спаси и сохрани”. По его словам, выбрал эти работы, предполагая, что найдет умного, серьезного зрителя, понимающего собеседника, подчеркнул, что эти картины особо дороги для него.

“Пример интонации”, “Интонация. Юрий Шмидт”, “Элегия жизни” сняты в свободной манере - с одной стороны юрист, человек общественной практики, с другой - два наших великих музыканта, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, представляют образ мысли наших соотечественников.  

“Элегия жизни” создавалась параллельно с игровым кино “Александра”, в котором Галина Вишневская, как вы помните, предстала в роли женщины намного старше себя, бабушки, приехавшей в воюющую Чечню повидаться с внуком. Известно, что Вишневская родилась в простой семье, в роду были русские, украинцы и цыгане. Не имея диплома консерватории, покорила все сцены мира. В семидесятые годы их с Ростроповичем выдворили из Советского Союза за то, что они дали приют Солженицыну, причём случилось это, когда оба музыканта были на пике славы. 

Фильм второго дня показа “Спаси и сохрани” снят по мотивам романа Гюстава Флобера “Госпожа Бовари” и достаточно редко идет на больших экранах.

И наконец “Альтовая соната”, посвященная судьбе Дмитрия  Шостаковича. В фильме  много уникальных кадров исторической хроники и музыки. Это картина со сложной судьбой - было распоряжение о ее уничтожении, Сокуров вынужден был прятать материал, пока обстоятельства не изменились. В итоге ленту собрали по частям, восстановили и предъявили зрителям.  Перед нами предстает грандиозная личность, великий музыкант, который фактически никогда не являлся политической фигурой и тем не менее… Очень важный фильм для тех, кто изучает историю музыки и историю страны, судьбы соотечественников, которыми мы по праву можем гордиться.  Сколько бы мы ни говорили о том, что Россия - великая страна, она становится таковой только, благодаря  ярким, талантливым людям. Умеем ли мы их беречь? – вопрос, на который непросто найти однозначный ответ.

О славе

Сокуров назвал себя всего лишь человеком из кинематографического цеха, качественно делающим кино. В обычной жизни, подчеркивает он,  озабочен теми же проблемами, что и все мы. Убежден, что известность только  мешает,  провоцирует. Откровенно говорит, что кассовых фильмов в его багаже нет, и заявляет, что знаменитым себя не считает.

О российских кинофестивалях

По мнению режиссера, эти  фестивали - единственная возможность показать фильм зрителю. Конкурсные показы сомнительны, полученные награды не обязательно свидетельствуют о качестве картины, оценку вынесет только время. Нужно бороться, считает режиссер, за сохранение национального кинематографа: в стране много талантливых режиссёров и людей, способных отличить хорошую работу от визуального товара. К сожалению, по его словам, у людей, имеющих власть, зачастую нет заинтересованности в качественной работе с населением, гуманитарные ценности отступают перед коммерческими интересами.

Остается добавить, что все три дня  ретроспективы прошли при полном аншлаге. Участники киноклуба, а в третий день показа и юные музыканты, сосредоточенно внимали происходящему на экране. И ни шёпота, ни щёлканья телефонных кнопок…

Читайте также