ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ

ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ
2235
ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ

Часть 4. За Петербургским форштадтом

Если в районе улицы Сухова внимательно присмотреться к окружающему ландшафту, то сразу бросается в глаза резкое понижение высоты местности за домами ее четной стороны.  Тут даже специально сделаны несколько довольно длинных лестниц с бетонными ступеньками. Кто, спускаясь по этим ступенькам, задумывался – а куда они ведут? Многие скажут, что за вопрос – к жилым домам, к детскому садику, к школе! Они, конечно, будут правы. Но, кроме того, надо знать, что эти ступеньки ведут нас в огромную производственную зону, которая существовала здесь с конца первой половины девятнадцатого века, вплоть до начала двадцатого. 

(Начало в №№ 60, 65, 68)

На небольшом отрезке вблизи улицы, носящей сейчас имя героя войны Сухова, работало некогда несколько кирпичных заводов! Надо сказать, что уже для финского поколения двадцатых-тридцатых годов прошлого века история этих заводов считалась историей давным-давно минувших дней. Но начнем все по порядку.

В Выборге годы, приходящиеся на середину 19 века, связаны с началом подъема промышленности. Росла доля капитальных строений в городе и, как следствие, спрос на кирпич. Тогда-то и стала привлекать местных купцов-промышленников богатая глиной обширная заболоченная местность за Петербургским форштадтом. Она, начинаясь в районе, где теперь построен магазин «Пятерочка», широкой полосой тянулась на юго-восток, захватывая территорию проспекта Победы, и продолжалась еще дальше за современной Приморской улицей. Из этой сырой низины в сторону города вытекал ручеек, огибающий в своем течении Пукенмяки – Козлиную гору (сейчас Батарейная) и впадающий возле Красного колодца в бухту Салакалахти, воды которой доходили прежде почти до южного угла современной Красной площади.  Первый из известных на сегодняшний день план окрестностей за Петербургским форштадтом, где четко обозначен на шведском «tegelbruk» – кирпичный завод, датируется 1846 годом. Строения на этом же месте, правда, без подписи, обозначены уже и на плане 1843 года. Занимал завод земли, на которых потом в советские времена располагался завод лимонной кислоты. Интересно, что на всех планах, начиная с самого первого, территория предприятия разбита на два участка, позже обозначаемых номерами 318 и 318а. Площадка №318а, хотя и находилась рядом с №318, но была отделена от нее крутым косогорчиком. Верхняя площадка являлась жилой зоной, там стояли дома для работников. Они были деревянные, с отдельным крылечком для каждой семьи. Земляное основание фундамента одного из них можно еще и сейчас различить под кирпичной стеной напротив дома 

№ 31.  На нижнем участке было собственно сосредоточено все производство, глину для которого выбирали еще ниже из откоса буквально рядом. Есть немало оснований считать, что именно здесь в 1849 году Абрахам Хяггеберг вместе с выделкой кирпича впервые в Выборге наладил выпуск изразцов. В доказательство этого, наряду с прочим, можно привести, например, план-карту города 1861 года, с единственным нанесенным в 1875 году изменением – вновь построенной железной дорогой. На этой карте описываемое место уже обозначено как «KAKELFABRIK OCH TIGELSLAGERI».

В 1868 году кафельная фабрика переходит к Василию Тиханову. Петербургский коллекционер кирпича Л. Бакин нашел недавно газету 1880 года с рекламой изразцовых заводов. Среди них, как там написано: «изразцовый заводъ «Раккалиоки» [о нем речь пойдет позже] и «Выборгский изразцовый заводъ» управляющий Тиханов Василий въ г. Выборгъ. Особый способ глазуревания, устраняющий трещины». 

Интересно, что с 1874 года существовал в Выборге еще и Изразцовый завод, владелец которого фирма «Хакман и К», после смерти Тиханова, в 1895 году выкупила его предприятие. С этого времени оно становится акционерным обществом «Viipurin kaakelitehdas», также изготавливающим кирпич и изразцовую плитку. Правда, в этой истории еще довольно много белых пятен и неувязок. Так, например, авторы книги «Изразцовые печи Выборга» Роденков и Лихолат, неплохо осветившие данный вопрос, дают ссылку на финский сайт, где есть упоминание о В. Тиханове как о владельце завода с названием «Kelkkalan kaakelitehdas». Однако то, что участки 318 и 318а впоследствии принадлежали именно акционерному обществу «Выборгский кафельный завод» сомнений не вызывает. Это подтверждает и выполненный архитектором Блонквистом   для этой компании чертеж каменного производственного здания, с номерами участков и детальной привязкой к местности. Все подписи там сделаны на шведском, так же как и название предприятия – «Wiborgs kakelfabriks Akrebolag». Чертеж датирован 1904 годом. 

Вообще надо сказать, что довоенные финские названия районов города, которые некоторые выборжане склонны сейчас считать чуть ли не исконными, на самом деле таковыми не являются. В середине двадцатых годов прошлого века много районов было переименовано, а некоторые изменили очертания своих границ. Скажем, район Келккала до революции включал в себя и территорию будущей Лепола гораздо севернее кладбища, прилично заходя за школу № 8. Последующее административное деление отодвинуло его границы за Койвистокату (Приморскую ул.). А если взглянуть на карту середины 19 века, то топонима Келкалла в данном районе мы вообще не обнаружим, увидим только деревню с таким названием напротив современного памятника финским красногвардейцам. Очевидно, что эта деревня и дала в последующем имя всей ближайшей местности, границы которой поначалу, вероятно, были весьма расплывчаты. Территорию, которую в Свободной Финляндии делили районы Пюерясуо и частично Талликала, в 19 веке занимал район Росувои. Происхождение этого названия неясно. В словарях финского языка такого слова нет, но на русских картах военного ведомства вся эта местность за Петербургским форштадтом именовалась – Разувай. Что это, искаженное финское название, или наоборот, финны переделали русское на свой лад? Если учесть, что участок за городской заставой, где начинался Петербургский тракт, был прежде местом глухим, а на дорогах в те времена, судя по дошедшим до нас документам, частенько «пошаливали» горячие местные парни, то и вторая версия тоже, как кажется, вполне себе имеет право на жизнь. После открытия в пределах и рядом с Росувои кирпичных производств, появляется и надолго закрепляется название «Тиилируки», буквально означающее – кирпичный завод. Будущая улица Сухова, тогда еще узкая дорожка, начинающаяся от современной «Пятерочки» и выходящая по траектории нынешней Большой Прорубной на Петербургскую дорогу (современное Леншоссе) получает название Тиилирукикату. То, что было вдоль нее расположено, лучше описывать, двигаясь с севера от керамической фабрики.  Почти сразу за нашей Сборной улицей дорога проходила через кладбище, которое обозначено здесь на планах города и окрестностей 1843 и 1846 годов. Об этом кладбище никаких сведений нет, и пока неизвестно, кому оно принадлежало. Вероятно, что и тогда оно было уже старым, поскольку с 1798 года финны начали захоранивать своих усопших на Ристимяки, а православные стали хоронить там же в шестидесятые годы девятнадцатого века. Основная часть кладбища располагалась с восточной стороны дороги за ларьками, там где теперь напротив фасада здания теплосетей раскинулась площадка-сквер. Это здание построено в последнее предвоенное десятилетие и было изначально детским домом. В сквере еще сохранилось основание фонтана-лягушатника, где когда-то плескались детишки.  Ни на одной более поздней карте кладбище здесь уже не отмечено, как ни отмечено здесь вплоть до тридцатых годов прошлого века и каких-либо строений. Лишь подходящая сюда перпендикулярно со стороны Коликоинмяки дорожка перед Тиилирукикату на прежних планах всегда изображается раздваивающейся, будто она что-то огибает. 

Следуя дальше по Сухова, надо отметить место, известное в народе как «бывшая железнодорожная пекарня». Хотя и без конкретных подписей, но картографом конца 19 века изображены здесь строения, ни на какие, кроме производственных, более не похожие. С большой долей вероятности это были строения кирпичного завода. А вот еще дальше, ближе к перекрестку с пр. Победы, за домом 

№ 18, есть место, однозначно обозначенное как кирпичный завод не на одной карте. Ранняя из них входит в атлас Калмберга 1855 года. Пожалуй, это было одно из самых первых кирпичных производств данного района. Его рабочие площади размещались на территории, где теперь стоит дом №14 и между домами №10 и №41а. Как отголосок тех давних дней у финского населения долго еще сохранялось название этого участка – «Савимюлю», что означает «глиняная мельница». 

Глиняная мельница в то время представляла из себя, поставленный вертикально, сделанный из досок узкий деревянный ящик. Внутри находился вал с закрепленными по всей его длине горизонтальными ножами. Глина загружалась сверху, а перемешанная в этой «мясорубке» однородная масса выбиралась потом через специальное окно снизу. В движение механизм приводила, ходившая по кругу лошадь, а кое-где запрягали даже тройку. Хотя позже на заводах процесс подготовки глиняного теста был полностью механизирован, описанная выше глиняная мельница применялась в отдаленных деревнях как в России, так и в Финляндии вплоть до тридцатых годов 20 века. 

Существовал недалеко отсюда и еще один завод. Он находился возле Южного кладбища, в районе домов 

№ 4 и № 6. Конечно же, все эти производства по современным меркам были сравнительно небольшими, от них давно уж не осталось и следа. Но остатки одного завода дожили до Великой Отечественной войны. Его цеха стояли там, где сейчас проходит широкая асфальтовая полоса проспекта Победы, напротив домов №12 и №14. Это был уже большой современный завод с гофманской печью, которая, по всей вероятности, была построена в начале 20 века. Его высокая труба маячит на заднем плане не одной довоенной и военной финской фотографии данной местности. Как напоминание о прошлом лежат и по ныне в кустах зеленой полосы, идущей между домами и дорогой, хорошо видные с тротуара, две тяжелые бетонные тумбы. А с другой стороны проезжей части возвышается куча перемешанного с золой грунта, который при строительстве проспекта сгребали бульдозеры с бывшей заводской территории. 

 

Следующий кирпичный завод с хорошо известными координатами располагался за современной Приморской улицей, вернее, еще дальше, сразу за построенной тут в 1878 году спичечной фабрикой купца Яковлева. Логично было бы предположить, что и соседнее кирпичное производство тоже принадлежало Яковлеву. Тем более что в перечне кирпичных заводов России за 1903 год он упоминается как хозяин завода в Келккала. Но точных сведений о конкретной принадлежности того или иного предприятия пока все же нет. В списке кирпичных фабрик Финляндии, среди владельцев производств в Келккала, кроме Яковлева, названы еще: Иван Федотов, Халенберг, Адам Кунингас. Назван и Мати Тимонен в Талликала. Здесь, пожалуй, будет нелишним вспомнить, что коммерции советник К.П. Яковлев, имея в своем владении еще и известковый завод, был не только известным в городе строительным подрядчиком (из его материалов, например, построено в 1884 году здание русского реального училища), но и человеком, тратившим немало сил и средств на общественные нужды. Он являлся инициатором и активным руководителем строительства Никольского собора в Хави, жертвуя на это, наряду с другими русскими купцами, довольно приличные суммы. Стены собора сделаны из предоставленного им кирпича, обожженного из добытой где-то здесь в Келккала глины. Южнее упомянутого выше завода, между Малой Круговой и железнодорожной веткой, находилось местечко Ойяла. Здесь с 1888 вплоть до 1914 года тоже активно кипела работа – добывалась глина, формовался и обжигался кирпич. Предприятие так и называлось по месту – Ойяла тиилитехдас. Чтобы полностью дополнить список, следует назвать еще заводик в Кангасранта (хотя работал он на рубеже веков совсем надолго). Но это уже на самом юго-западе Южного микрорайона, где-то в районе гаражей у улицы Дальней. Сам же предшественник Южного микрорайона, рабочий поселок Тиилируки, со временем разрастался. Уже к концу 19 века в нем насчитывалось более трех с половиной сотен жилых домов. Была тут даже своя площадь – Тиилирукитори. На ее месте, у перекрестка Сухова и Победы, теперь автостоянка. В 1901 году в поселке разразился страшный пожар, уничтоживший почти треть домов и оставивший без крова около двух тысяч человек. Дома отстраивались после пожаров и горели вновь в пожарах войн. Вместо них строились другие. Сейчас в округе осталось совсем немного деревянных домов старой постройки. Они уже явно не вписываются в современный пейзаж, как затерянные островки прошлого, окруженные морем асфальта и бетона. Чтобы прочувствовать дыхание времени, можно пройти мимо, взглянуть на ветхие неказистые стены, помнящие историю этих мест и людей, которые здесь прежде жили и работали. А можно еще однажды просто остановиться и полюбоваться уточками, что плавают за Круговой улицей в заросших и заполненных водой давних глиняных выработках. 

Александр ЛИТВИНЕНКО  

Читайте также