ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ. ЧАСТЬ 6. ТАММИСУО

ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ. ЧАСТЬ 6. ТАММИСУО
ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ. ЧАСТЬ 6. ТАММИСУО ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ. ЧАСТЬ 6. ТАММИСУО

«ТАММISUO»: трудно, пожалуй, встретить выборжца, которому хоть раз в жизни случайно не попадался бы на глаза кирпич с такой надписью. О том, что в поселке с этим названием существовал когда-то кирпичный завод, тоже знают многие. Но рассказать немного об истории этого завода все же следует.

(Начало в №№ 60, 65, 68, 71, 74)

Известно, что усадьбу Саарела, в состав земель которой входила и местность Таммисуо (в переводе с финского – «Дубовое болото»), в 1794 году Екатерина Вторая подарила будущему генерал-губернатору Финляндии графу Штенгелю. К тому времени там располагалось более двух десятков хозяйств местных крестьян-арендаторов. В 1890 году земли семейства Штенгель продаются с аукциона, и их выкупает русский купец Е. Терихов. Но настоящая история поселка Таммисуо как одного из известных промышленных районов Выборга начинается с приобретением этих земель в 1898 году коммерции советником Халленбергом. 

Иохан Халленберг родился в 1860 году здесь же в имении Саарела, в семье кузнеца. Правда, злые языки поговаривали, что настоящим его отцом был сам хозяин имения. Так это или не так, но сын кузнеца в 1886 году оканчивает коммерческий колледж в Турку, а в 1888 году удачно женится на Анне Рикконен, получив в качестве приданного дом и земельный участок в южном пригороде Выборга Келккала. На этом участке Иохан совместно с братом жены уже через год после свадьбы строит небольшой кирпичный завод, который выпускал продукцию начиная с 1892 и вплоть до 1911 года. Управление этим заводиком дало хороший опыт, и когда Халленберг приобрел во владение имение Саарела, он сразу заложил кирпичный завод в районе Таммисуо, недалеко от недавно проложенной магистрали Карельской железной дороги. Именно близость к транспортной магистрали во многом и предопределила дальнейшее развитие района. Те, кто бывал прежде в поселке Таммисуо, конечно, помнят старое кирпичное здание автобазы. Это здание было восстановлено после войны на месте кирпичного завода из остатков его стен. Правда, о былом производстве  уже тогда напоминало только основание бывшей заводской трубы (возле него на автобазе был сварочный цех). Когда-то именно здесь находился так называемый Новый завод, построенный в 1909-1910 годах. А первый же завод Халленберга в Таммисуо располагался по другую сторону за железнодорожным полотном. 

В «Списке кирпичных фабрик Финляндии» годы работы описываемых заводов обозначены как 1900 – 1938, а годом основания указан 1891 год. Здесь присутствует интрига, заключенная в том, что Халленберг в принципе не мог в этот год основать завод, поскольку стал владельцем Таммисуо только в 1898 году, а о Терихове как о владельце подобного предприятия никаких сведений нет. Но кто бы из этих купцов ни был основателем завода, они были далеко не первыми людьми, обратившими внимание на замечательные свойства местной глины. В Национальном музее Финляндии хранится большая коллекция древней керамики, найденной недалеко от станции Таммисуо при строительстве Карельской железной дороги. Датируется эта керамика 2 -3 тысячелетием до нашей эры. В те давние времена местность, где в начале 20 века стояли производственные корпуса и вокруг которых зеленели просторные поля, являлась дном моря. Чуть северо-восточнее, начиная от современного кладбища за Кангасом, тянулись вдоль кромки прибоя песчаные дюны. Эти дюны, на месте которых сейчас остались только выработанные карьеры, простирались на юго-восток до поселка Гаврилово. Неолитическое поселение, просуществовавшее около тысячи лет, располагалось на склоне одной из таких дюн, в районе каменотесного цеха, за закрытым нынче переездом. Люди этого поселения брали глину для изготовления своей посуды почти там же, где и рабочие Халленберга, только на 50 веков раньше! 

Но вернемся к 20 веку. На «Новом» заводе было установлено современное по тем временам оборудование, а главное, он был оснащен кольцевой гофманской печью непрерывного горения. Такая печь работает в режиме последовательного горения круглые сутки в течение всего года и более. В ней имеется ряд камер с дверями для загрузки-разгрузки кирпичей. Эти камеры соединены поддувалами. Кирпич-сырец сначала нагревается при более низкой температуре, затем температура в камере увеличивается для обжига, а после обжига кирпича горячий воздух отводится в другую камеру. Топливо  загружается через шуровочные отверстия в крыше. Кирпичный завод в Таммисуо выпускал 6-7 млн. кирпичей в год и являлся одним из крупнейших в своей отрасли среди предприятий восточной Финляндии. Недаром его представители фигурируют в списке девяти предприятий, приглашенных на первое заседание Ассоциации финской кирпичной промышленности, которое состоялось в 1929 году в Хельсинки. Кроме кирпичного производства, работой жителей поселка обеспечивало тоже заложенное Халленбергом большое лесоперерабатывающее предприятие. Были в довоенное время в Таммисуо еще и цементный, газовый и гранитный цеха. Заводская узкоколейка соединяла кирпичный завод с песчаным и глиняными карьерами. А одна ее ветка выходила на берег залива в районе мыса Хуусниеми, где у фирмы был собственный причал для отгрузки своей продукции на водный транспорт. В июне 1944 года в районе Таммисуо велись ожесточенные бои, практически не оставившие там целых зданий. Ненадолго кирпичный завод возобновлял работу в 1942-1944 годах. 

Последней ниточкой, связывающей с прошлым, тянутся сейчас вдоль бывшей узкоколейки затопленные водой глиняные карьеры. В погожую пору в них отражаются весело раскрашенные садовые домики. Из старых зданий неповрежденным осталось только одно  –  бывшая заводская сауна. Это двухэтажный дом из красного кирпича, после войны переделанный под жилое помещение. Он стоит прямо напротив автобусной остановки, и порой кажется, будто он до сих пор, то ли встречает, то ли провожает кого-то. 

Таммисуо. Бывшее здание  заводской сауны 

 

Александр ЛИТВИНЕНКО   

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев