"И ВСЁ-ТАКИ МОРЕ ОСТАНЕТСЯ МОРЕМ..."

Местный художник Николай МЯКИШЕВ выставляется достаточно часто, его работ хватит на десяток полноценных выставок, картины находятся как в галереях, так и в частных коллекциях в стране и за её пределами. До конца декабря его персональная выставка будет представлена зрителям в галерее “Знак” на Спортивной.

Художник, как правило, начинает свой рассказ о собственных предпочтениях в живописи. Ни-колай Мякишев - маринист, на его полотнах - море, и только море, бурное, штормовое, с яхтами, кораблями и без них: очень редко - всего одна-две работы - штиль и гладь на воде.

- Море - моя стихия, самая моя большая любовь. У каждого моря свои краски; Белое - оно действительно белое, туманное, Баренцево - темное, ультрамарин; Балтийское море - серое, с белыми барашками волн. Я больше нигде и не был, только один раз на Черном - и то на отдыхе, поэтому хорошо знаком только с северными морями.

Сам я родом из Белоруссии, по призыву пошёл служить на флот, наш учебный отряд располагался на Соловках, через год подготовки я получил специальность сигнальщика, и нас-тоящая служба началась, первым мои судном был крейсер “Чапаев”. Баренцево море спокойным я никогда не видел, оно всегда бурное, штормовое. Конечно, страх поначалу был, но потом я осознал красоту и величие бушующей стихии, и страх ушёл, именно тогда я по-настоящему влюбился в море. Мне очень повезло: морская болезнь меня не брала, и служба шла своим чередом до самого её окончания
.

В Выборге Николай Мякишев очутился совершенно случайно, как он сам признаётся, - “заехал посмотреть”. Чем-то, видимо, город зацепил демобилизованного моряка, скорее всего, все-таки наличием моря, и он остался здесь жить, а работать начал на судостроительном заводе, матросом на буксире “Выборжец”. В то же время так сложилось, что детское увлечение живописью привело его в городскую изостудию, где в течение 3-х лет он учился у знаменитого на весь город художника и талантливого педагога Николая Соколова.

- А при судостроительном заводе некоторое время спустя открылась парусная секция, и мне достался одноместный списанный швертбот, который я с большим трудом через несколько месяцев отремонтировал, параллельно пришлось учиться и сдавать на класс вождения. Через какое-то время - и это было невероятное везение - мне предложили крейсерскую яхту, но опять же, как сейчас говорят, в “убитом состоянии”, но и её мы с друзьями и коллегами постепенно довели до ума.

Появилась возможность ходить в длительные и дальние плавания - сначала в Ригу, затем, нарастив борт, в Калининград, опять пришлось учиться и получать диплом уже яхтенного капитана (в Выборге Николай Мякишев долгое время был единственным яхтенным капитаном). Эта крейсерская яхта за 20 лет верной службы избороздила Балтику вдоль и поперёк, понятно, что со временем пришла в негодность.


Денег на ремонт и восстановление не было, но сил ещё хватало, и Николай Мякишев начал ходить на маленьких яхтах, сначала - на “Эолике”, а последней была “Олеся”, на ней он со своим учеником Андреем Са-виным (ему он в дальнейшем передал капитанский штурвал) в 9-бальный шторм на соревнованиях “Кубок Балтики” первыми пришли в Ригу. Парусный спорт, конечно, и опасный, и травмоопасный, он требует собранности и слаженной работы команды.

- Помню, был случай, когда неловко оступившись, я упал за борт в тяжёлой амуниции. Понял, что не выберусь - вся жизнь промелькнула перед глазами, выпрыгнул из последних сил, зацепившись буквально ногтями, это помогло спастись. Команды у меня были разные, некоторое время даже был только женский состав.

Работа, постоянная учеба на курсах повышения квалификации по парусному спорту привели к тому, что занятия живописью были заброшены на долгие 25 лет. Но в конце концов, и это было неизбежно, парусный спорт в силу возраста пришлось оставить. Но для творческого человека это означало лишь открывшуюся возможность перенести свои впечатления и любовь к морю на живописные полотна. И Николай Мякишев вновь взялся за краски и кисти.

- Конечно, море всегда в движении, писать морские пейзажи с натуры практически невозможно, но и с фотографии я пишу очень редко - такое случалось всего один-два раза, поэтому пишу по памяти, это такая “импровизация”. Частенько картина “не идёт”, я отставляю её в сторону, иногда надолго, но всегда, раньше или позже, к ней возвращаюсь.

Зрители оценивают живописные работы мастера, а друзья и коллеги по заводу и парусной секции отмечают, что Николай Николаевич, кроме всего прочего, до сих пор дружен со спортом, занимается и лыжами, и легкой атлетикой, всегда бодр и подтянут.

Звучат слова благодарности от учеников, ведь художник-маринист ещё и замечательный педагог, скольких спортсменов он воспитал, заразил своей любовью к морю, многие из них стали капитанами. Добавим, что в книге, выпущенной общественной организацией “Фаворит” и посвященной известным выборгским спортсменам, в разделе “парусный спорт” по достоинству отмечены заслуги спортсмена, яхтенного капитана, педагога и художника Николая Мякишева.

Читайте также