И РЫБУ КОПТИЛИ, И АНАНАСЫ ПЕРЕБИРАЛИ

И РЫБУ КОПТИЛИ, И АНАНАСЫ ПЕРЕБИРАЛИ
532
И РЫБУ КОПТИЛИ, И АНАНАСЫ ПЕРЕБИРАЛИ

Кто из нынешней выборгской молодежи знает, что такое “Сороковой”, “Генеральский”, “Пограничный”? Между тем, всего каких-то 25-30 лет назад это были объекты знаковые, магазины, “кормившие” весь Выборгский район. Были и другие знаменитые торговые точки: Универмаг, “Детский мир”, “Ткани”, “Военторг”, “Ленкнига”, булочная на Акулова, “Галантерея”,  “Берёзка”. Торговля в те годы отождествлялась с понятием “дефицит”, актуальным для всех групп товаров - от туалетной бумаги до ювелирных украшений.

С 1 ноября 1944 года в Выборгском районе действует, как теперь говорят, сетевая торговая компания. Сначала это был Выборгский райпотребсоюз, со временем трансформировавшийся в Выборгское потребительское общество. Когда-то в его составе было более ста магазинов, несколько заготовительных контор, складов, баз, столовых, кафе, пекарен, швейная мастерская, парикмахерская и даже пункт копчения и переработки рыбы. В общество входят так называемые пайщики, для которых, кстати, во второй половине двадцатого века дефицита не существовало – они пользовались приоритетным правом приобретения всех товаров.

Экономист Надежда ВИТМАН, товаровед Нина МАЙОРОВА, проработавшие в Выборгском потребительском обществе 45 лет, и бухгалтер Людмила ЛЕБЕДЕВА с опытом работы на одном месте 40 лет, рассказывают, что за годы деятельности удалось сохранить самое ценное – людей, активы. К сожалению, магазины и другие объекты, работавшие в арендованных помещениях (например, в совхозах или принадлежавшие другим собственникам), в тяжёлые  90-е годы пришлось свернуть. 

Интересно, что в ту самую эпоху дефицита Выборгское потребительское общество торговало даже автомобилями: “Жигули” поступали по разнарядке райкома партии и реализовывались передовикам производства. То же и с мотоциклами, мопедами, телевизорами, холодильниками. А товар приходил на базы вагонами. Но поскольку, например, овощи и фрукты не обрабатывались, как теперь, консервантами, вагон ананасов храниться долго не мог. И тогда всех “конторских” работников направляли на овощебазу на переборку и расфасовку.

В “медвежьи углы”, где и магазинов не было, ходила автолавка. Анатолий МОРЕВ много лет проработал водителем-продавцом. А это, помимо управления автомобилем и работы за прилавком, ещё и погрузка-разгрузка, составление отчётов, работа с документами. Одни словом, очень ответственная должность. Теперь Анатолий Андреевич на заслуженном отдыхе, но бывшие коллеги сохранили о годах совместной работы  восторженные воспоминания.

История Потребительского общества изобилует примечательными эпизодами. Например, в коллективе до сих пор передаётся из уст в уста легенда 50-х годов. Один работник по долгу службы возил товар с базы на улице Маяковского в магазин, помещение которого находится справа при входе в Центральный рынок, на лошади с повозкой. Ежедневный маршрут был неизменен. Однажды гражданин “принял на грудь” столько, что уснул с вожжами в руках. А в это время лошадь шла знакомым путём, добралась до конечного пункта, грузчики приняли товар. Иными словами, животное отработало смену за хозяина. Работника бы похвалить за инновационный подход к делу, позволивший довести процесс до автоматизма. Ан нет, за нарушение трудовой дисциплины его лишили премии.

Сегодня в Потребительском обществе - 21 магазин. Как и прежде, они являются ещё и социальными объектами – сельские покупатели приходят сюда не только по прямому назначению, но и пообщаться, обсудить последние новости. Коллектив участвует в конкурсах профессионального мастерства, представляет Выборгский район на различных ярмарках. Предприятие идёт в ногу со временем: с ассортиментом можно познакомиться онлайн, работает система удалённого формирования оптовых заказов, развивается собственное производство. Например, продукция Приморской хлебопекарни пользуется огромным спросом благодаря проверенной временем рецептуре. Председатель Выборгского потребительского общества Валерий ШКОЛДИН уделяет особое внимание развитию и поиску новых возможностей реализации огромного потенциала своего предприятия. В перспективе – возрождение пекарни в Выборге и осуществление многих других проектов.

Труд, качество, профессионализм в цифрах

  •  Сегодня в Выборге насчитывается 1.352 объекта розничной торговли. Из них – 676 магазинов (в том числе 55 сетевых, 144 продовольственных, 459 промтоварных, 18 смешанного ассортимента), 634 павильона и киоска мелкой розницы, 148 предприятий оптово-посреднической деятельности.
  •  В городе действуют 17 аптек, 13 автозаправочных станций.
  •  В числе предприятий общественного питания общим числом 256 функционируют 16 ресторанов, 30 баров, 118 кафе, 5 столовых, 15 закусочных.
  •  По нормативам на 1.000 жителей Выборга должно приходиться 500 кв/м торговых площадей и 40 посадочных мест в общественном питании. Фактические цифры превышают нормативные более чем в два раза.
  •  В системе бытового обслуживания трудятся более 1.300 работников. В городе есть 121 салон и парикмахерские, 75 точек автосервиса, 32 ателье по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, 24 обувных мастерских. Мы можем также пользоваться услугами бань, бюро ритуальных услуг, прачечной, химчистки, ремонта радио-электронной и бытовой техники. 
  •  За первые три месяца нынешнего года оборот розничной торговли составил более 2 млрд. руб., рост оборота увеличился на 7%. Объём платных услуг клиентам - более 700 млн. руб., в сфере общественного питания - более 12 млн. руб. 

Читайте также