И ДЕЛО ЖИЗНИ, И САМА ЖИЗНЬ

Боолее четверти века занимается подводно-археологической работой Константин ШОПОТОВ. Большая часть его деятельности в статусе руководителя экспедиции "Память Балтики" связана с исследованиями в Выборгском районе. Вот и сейчас он с товарищами работает в бухте Дальняя, у мыса Крестовый. Там, на трехметровой глубине лежит старинное судно "Ганзейский когг". Оно было обнаружено в прошлом году; в течение сезона водолазы успели вручную расчистить его от песка и ила.

После очередного погружения Константин Шопотов и Михаил КОПЕЙКИН поднимают со дна шпангоут. Вы, уважаемые читатели, знаете, что такое шпангоут? Автору этих строк начальник экспедиции образно и доходчиво пояснил: представьте себе скелет рыбы, рёбра – это и есть шпангоуты, к ним крепятся так называемыми "нагелями" доски наружной обшивки.

Кстати, относительно шпангоута тонко пошутил ещё один участник экспедиции Олег ВЕЛИКОСЕЛЬСКИЙ. Он выложил изображение в соцсети с комментарием, дескать это ископаемый крокодил, найденный на территории Ленинградской области, обитавший тут где-то между Кайнозойской и Мезозойской эрами, - судя по отзывам, народ поверил. И действительно, похоже: зубчатый кусок мокрой древесины – вполне себе крокодил для доверчивой публики.

Но вернёмся к экспедиции. Для её успешной работы участники должны понимать друг друга без слов, быть настроенными на одну волну. Когда водолаз работает на глубине, он общается с коллегой, обеспечивающим погружение, с помощью сигнально-страховочной верёвки: дёрнул один раз – "всё в норме", и так каждые три минуты, дёрнул три раза – "иду на подъем", четыре раза – "авария".

Одна из первых в истории экспедиции находок - БМО-503. Это бронированный малый охотник за подводными лодками, который 4 июня 1944 года при высадке морского десанта на острова Выборгского залива на подходе к острову Тейкарссари подорвался на мине и затонул. На нём погиб совсем юный краснофлотец Сергей Киселёв 1927 года рождения. В прошлом роду родной брат погибшего воина, названный в его честь, обратился к Константину Шопотову за помощью в поиске информации. В нынешнем Памятном походе Сергей Киселёв-младший впервые пойдёт к месту гибели брата…

Любовь к истории Константин Антонович питает с курсантских лет. Он учился на штурманском факультете высшего военно-морского училища и по определению обязан был досконально знать военную и морскую историю. Через годы, уже во время учёбы в академии, начал работать над диссертацией. А после выхода в отставку, приняв предложение возглавить подводно-археологическую экспедицию "Память Балтики", стал ещё и литератором: уже издано 17 книг и ещё две почти готовы.

О Музее подводной археологии, своих находках и сподвижниках по подводно-археологической экспедиции Константин Шопотов готов рассказывать бесконечно – это дело жизни и, наверное, теперь уже сама жизнь. Поэтому неудивительно, что от расспросов о детстве, семье и других биографических подробностях он упорно возвращает разговор в русло главной темы. Тем не менее, кое-что выведать все-таки удалось.

Он родился в селе Бараново Томской области; здесь отец воевал против Колчака и остался работать мастером на маслозаводе. Перед самой войной отца не стало. С матерью и сестрой они переживали военно-тыловые тяготы и лишения вместе со всей страной. После окончания школы Константин поступил в Ленинградское ВМУ. Однажды в Русском музее он познакомился со студенткой торгового техникума, готовящейся стать модельером женской одежды… Предложение руки и сердца было сделано лишь после получения погон.

20 лет на Тихоокеанском флоте он прошагал по служебной лестнице от командира штурманской боевой части до командира ракетной атомной подводной лодки, командира отдельного дивизиона атомных подводных лодок, начальника штаба соединения . На вопрос о том, путешествовала ли семья в отпуске, отвечает: путешествий хватало на службе – Северный морской путь, Тихий океан "испутешествованы" в подводном положении неоднократно.

Читайте также