ЭТОТ ФИЛЬМ - ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ

ЭТОТ ФИЛЬМ - ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ
651
ЭТОТ ФИЛЬМ - ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ
В Санкт-Петербурге, в бывшем особняке сенатора Половцева, где сегодня располагается Государственная студия документальных фильмов, состоялся премьерный показ музыкально-документального фильма “История одного города. Выборг”, основой которого стала одноименная симфоническая поэма композитора Сергея ПЕТРОВА, исполняемая Молодёжным симфоническим оркестром под управлением Миграна АГАДЖАНЯНА.

В зале собрались представители творческой интеллигенции Выборга, администрации, студенческая молодежь, а главное, - ветераны Великой Отечественной войны, ведь показ посвящён 70-летию наступательной операции и взятию Выборга в 1944 году.

Руководитель Центра развития культурных, спортивных, научных и социальных программ “Фаворит Выборг” Алла ВАСИЛЬЕВА, режиссер фильма, в приветственном слове подчеркнула, что синхронное сопровождение показа симфоническим оркестром - дело, безусловно, сложное с технической точки зрения, поэтому чрезвычайно редкое, что особенно ценно, так как исполняют поэму почти совсем юные музыканты. Документаль-ный фильм о Выборге в таком серьезном формате - абсолютно полной исторической ретроспективы - не снимался никогда. В своё время (в 1938 году), картина о Выборге была снята финскими кинематографистами, но она не имеет русского перевода, в архивах же сохранились только кинопленки советской хроники с событийными кадрами из жизни Выборга.

Музыка к фильму, несомненно, образец своеобразного авторского стиля; даже не глядя на экран, можно безошибочно угадать, о какой странице выборгской истории идёт речь: трубы и литавры - явно крестовый поход на новгородское городище, тонкая мелодия скрипки и колокольчики - путешествие на лодке или по дорожкам парка главных героев фильма - обычных выборгских детей, учеников-гимназистов Марины Васильевой и Роберта Иванова, тревожная - взгляд с высоты птичьего полёта на Старый город. Документальные кадры войны - Зимней и Великой Отечественной - марш, имитация выстрелов пушек, взрывов снарядов.

Сам фильм не содержит авторского текста, а сопровождается субтитрами, поэтому зритель самостоятельно прочитывает летопись от первых поселений карел и новгородцев до взятия Выборга шведским наместником Торгильсом Кнутссоном; постановочные картины рыцарских сражений и состязаний сменяются съемками средневекового пиршества в стенах отстроенного замка. Все события, наполняющие историю нашего города, и увиденные зрителями в фильме, свидетельствуют о том, насколько он был значим в государственном масштабе для развития морского флота, являясь важнейшим военным форпостом для защиты от неприятеля, а его местонахождение на пересечении торговых путей давало импульс развитию ремесел, искусства и культурных традиций. Кадры художественного фильма “Петр I”, включённые в фильм, демонстрируют смелость и напористость русского царя в стремлении взять Выборг любой ценой, завоевать Балтику, открыть “окно в Европу”. Слава русскому оружию, слава царю, чей монумент возвышается над городом, а внизу, у замка - скульптура его сподвижника - адмирала Апраксина, приведшему морскую флотилию к стенам ранее неприступной крепости!

А вот в парке имения барона Николаи гуляют вельможи и знатные дамы - гранитные скалы, зеленые луга, китайские мостики, - романтизм, символизм и “отдохновение” (лица актеров весьма узнаваемы, это друзья, знакомые и родственники создателей фильма, ведь фильм - низкобюджетный, помогали все). Обелиск героям 1812-го года братьям Броглио, монумент, посвящённый императорам, некрополь Люд-вигштайн… Видим далее - разноязычное население, мирно живущее на небольшой территории, расцвет в начале ХХ века архитектуры национального романтизма, отсюда - удивительные природные мотивы на фасадах зданий и в декоре - пеликаны и совы, медведи и грифоны, чертополох и розы. И вот в кадре - мировой шедевр архитектуры функционализма - библиотека Алвара Аалто. Очень умело и к месту встроены в фильм эпизоды финской и советской военной кинохроники, ожесточенные бои советских войск во время Зимней войны, отступление с началом Великой Отечественной, и, наконец, окончательное взятие Вы-борга летом 44-го. Мирное время, старый выборгский трамвайчик, восстановление разрушенного во время войны города, энтузиазм “новых” жителей и надежды на счастливую жизнь. Всего за полчаса зрители в зале все вместе прожили жизнь любимого города и прочувствовали то, что происходит с ним сейчас. Культурный шедевр с районной судьбой…

Алла Васильева, режиссер:

- Я родилась в этом городе, училась в 13-ой школе на Выборгской улице, с отличием окончила музыкальную школу. С раннего детства живу в доме № 7 по Крепостной, из окна своей квартиры вижу разрушение дома Виктора Говинга, а ведь это было уникальное здание (там жила моя подруга, и я бегала к ней в гости) с медными кранами, настоящим дубовым паркетом, котельной с подземными ходами, ведущими куда-то к крепости, невероятными по красоте каминами.

Сегодня Старый город - это наша боль, в Выборг на “натуру” рвутся кинематографисты, говорят, что здесь хорошо снимать войну, - руины практически везде. Своей картиной мы ещё раз хотели обратить внимание на необходимость возрождения уникального облика нашего города, и я верю, что это осуществится.

Что касается фильма, мы, конечно, ожидали, что приём будет теплый, и в своих ожиданиях не обманулись. Далее предстоит фестивальный путь, участие в показах на различных конкурсах расписано на ближайшие два года; отрадно, что первую свою награду на XXII кинофестивале мы уже получили - специальный приз Фонда Андрея и Станислава Ростоцких - “За верность тематике и любовь к родному городу”.


Сергей ПЕТРОВ, композитор, автор сценария:

- Идея фильма достаточно проста - рассказать о городе и его истории, традициях, напомнить о нашей ответственности за его судьбу, за сохранение уникального наследия. Я очень привязан к Выборгу, где бы ни был, всегда стараюсь поскорей вернуться - скучаю… Но так как нужно учиться всю жизнь, планирую продолжить образование, где - пока не решил. Работа совместно со съёмочной группой шла очень слаженно, возникала музыка и образы, накидывался и прорабатывался сценарий, снималась сцена, затем писалась оркестровка и аранжировка.

Александр ПЕТРОВ, генеральный продюсер фильма, президент общественной организации “СК “Фаворит”:

- Для осуществления этого и реализации новых интересных проектов и была создана автономная некоммерческая организация “Центр развития культурных, спортивных, научных и социальных программ “Фаворит Выборг”. Пришло время создания такой структуры, чтобы привлечь неравнодушных людей с идеями, которые они сами, и с нашей помощью, смогут проработать, изыскать необходимые ресурсы и воплотить в конкретный продукт, будь то фильм или, например, краеведческие чтения, ведь в просветительской деятельности также очень важен человеческий фактор.

Фильм заканчивается, титры упоминают людей, с помощью которых и был осуществлен это проект. Алла Васильева добавляет:

- Вначале мы планировали сопровождать фильм не только музыкой, но также прозой и поэзией, именно поэтому был собран уникальный материал: Эльга Абакшина читает на шведском “Хроники Эрика”, Александр Сакса - на финском - поэму о Часовой башне, Михаил Костоломов - поэму о парке “Монрепо” на немецком, Борис Певцов - стихи и прозу о Выборге на русском языке. Но затем все-таки было принято решение оставить этот материал для нового художественного проекта.

Слова благодарности прозвучали в адрес создателей фильма от ветеранов, студентов, аудитория высоко оценила уровень исполнения симфонической поэмы, мастерство дирижера, цельность замысла, ведь, как отметили слушатели, - фильм смотрелся на едином дыхании.

Читайте также