“ЭТО МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД, ГДЕ ВСЕ ЗНАЮТ ДРУГ ДРУГА”

“ЭТО МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД, ГДЕ ВСЕ ЗНАЮТ ДРУГ ДРУГА”
762
“ЭТО МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД, ГДЕ ВСЕ ЗНАЮТ ДРУГ ДРУГА”
История судостроения в нашем городе насчитывает несколько сотен лет. Первое официальное упоминание о существовании здесь корабельной верфи относится ко второй половине XV века, а в ХVI веке упоминается о наличии галерной верфи, принадлежащей шведскому адмиралтейству. Имеются также сведения о постройке в Выборге морских судов для обеспечения заграничной торговли, датируемые XVII веком.

Всё своё - библиотеки, санатории, стадион…

Выборгский судостроительный завод был основан в 1948 году. В начале 50-х шло становление коллектива. Его основу составляли молодые выпускники школы ФЗО-4, организованной на базе завода, а их наставниками были электросварщики, судосборщики и мастера, командированные из Ленинграда. В период 1953-1956 годов заводом было сдано 318 несамоходных и 20 самоходных барж, 3 малых десантных корабля. Эти годы показали, что коллектив научился справляться с трудностями, находить правильные и быстрые решения. В 1960-1972 годах вводятся в строй последние объекты технологической цепочки производства. Предприятие получает возможность сосредоточиться на отработке технологий серийной постройки судов. В сжатые сроки заводу удается наладить выпуск крупных серий лесовозов. В 1975-1984 годах возводятся два судна-спасателя, сдаются и два поисково-обследовательских суд-на для обнаружения затонувших объектов на глубинах 2000-6000 метров. С 1978 года ВСЗ осваивает новую продукцию - плавучие буровые установки для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе.

Сегодня мы беседуем с хранительницами славных страниц истории ВСЗ, бывшими руководительницами музея предприятия, - Лидией Дмитриевной СЕМЁНОВОЙ (бывшей начальником отдела по подготовке кадров) и Ириной Никитичной ИВАНОВОЙ (заведовала профсоюзной библиотекой, партийным кабинетом, была руководителем группы по работе с иностранными специалистами).

Л.Д.:

- Завод занимался не только производством судов, но и обустраивал город. В нашем ведомстве были стадион, Дворец культуры, подшефные школы и детские сады, детский дом в Лесогорском, заставы, профилакторий в Зимино, детский лагерь, своя медицинская часть, профсоюзная и техническая библиотеки, газета, радио, жилые дома, три общежития, своё ЖКО. Каждое воскресенье зимой до лыжной базы завода в Кировских Дачах курсировал автобус. На первомайских демонстрациях колонны завода во главе с оркестром огибала по периметру Красную площадь - на заводе трудились более семи тысяч работников (включая сотрудников подведомственных учреждений). К нам приезжали делегации из других стран учиться судостроению. Помню, для египтян мы каждое утро организовывали завтрак в учебном классе. Жили гости из Египта в заводской гостинице. После того как гости вернулись на родину, на имя директора завода пришла от них посылка для меня - отрезок кримплена на костюм…

И.Н.:

- А моя группа по обучению судостроительным специальностям была из Вьетнама. Помню, поздним вечером раздаётся телефонный звонок: “Ирина Никитична, приходите в милицию, забирайте своих вьетнамцев”. Оказывается, они сели на автобус и уехали в сторону Приморска, а там - погранзона. Ребят с рейса высадили, привезли в милицию, вызвали меня. Вьетнамцы скупали наши алюминиевые тазы (на родине их переплавляли), зайдёшь в общежитие, а у них все шкафы ими уставлены. А ещё они любили рис с селёдкой жарить, я помогала доставать им рис.

Летопись завода - в музее

Музей ВСЗ занимал часть помещений второго этажа Дворца культуры.

Л.Д.:

- Сначала это была комната трудовой славы, а в 1979 году у инженера, начальника второго и транспортного цеха, подполковника Сергея Александровича ТЕРЁШИНА возникла идея преобразовать музей трудовой славы завода. Директором завода в то время был Николай Матвеевич ТЮТЮННИК, переведённый к нам со Ждановского завода, а на всех заводах Ленинграда тогда были подобные музеи.

Естественно, вся подготовка и работа в музее велась активно. В Выборг приехала бригада профессиональных художников из Ленинградского отделения художественного фонда РСФСР для оформления экспозиции. Кстати, картины, изображающие выборгские морские баталии, написанные для музея, можно увидеть во Дворце культуры и сегодня.


В документах 1979 года можно найти сметы на оформление музея с подписью: “внештатный директор комнаты трудовой славы завода Сергей Терёшин”. Какие были здесь экспонаты? Читаем из документации: “Стенды с фотографиями, посвящённые конференциям, наставничеству среди молодых рабочих, изобретательской деятельности, спортивно-массовой работе и отдыху трудящихся, итогам социалистических соревнований”. Здесь же освещалась деятельность Дворца культуры, базового училища № 203, оборонно-массовая работа, межотраслевые связи, приём делегаций по обмену опытом. Оформлялись уголки, посвящённые ветеранам Советской армии и Великой Отечественной войны, передовикам производства, награждённым правительственными наградами. В музее хранились заводские знамёна. Выставлялись образцы товаров народного потребления, которые изготавливал завод, например, палатки, детские кроватки, деревянные сувенирные тарелки.

Центральное место в музее занимали макеты судов, построенных выборгскими судостроителями. Специально для музея их изготавливали в Центральном проектно-конструкторском бюро Морского торгового флота.

Л.Д.:

- На заседаниях общественного совета музея обсуждались темы выставок. Возглавлял совет начальник малярно-столярного цеха Борис Иванович БРЯНЦЕВ. По обмену опытом мы побывали во многих музея Ленинграда.

А вот ещё один документ, в котором Терёшин пишет: “Прошу вас разработать и красочно оформить схему-макет автоматизированной системы группового управления машинами плазменной резки”. Действительно, макет такой установки был в музее и прекрасно работал.
И.Н.

- Завод начал работу через три года после войны, естественно, здесь трудились и участники военных действий. Я создала альбом памяти ветеранов с их фотографиями, воспоминаниями, который тоже хранился в музее. А второй альбом был посвящён судам, которые выпускались на заводе, со снимками и характеристиками.

Л.Д.:

- Мы, как могли, продолжали дело Терёшина. С такой любовью подбирали экспонаты, вывешивали стенды, оформляли уголки, водили экскурсии. В музей приходили школьники, жители города, гости, которые приезжали на завод, иностранные группы. Поэтому сегодня вспоминать об утраченном крайне тяжело.

Человеческий фактор

Не менее важным достоянием музея были стенды почёта, на которых вывешивались фотографии победителей соцсоревнований и отличников труда. Из письма председателя общественного совета музея Бориса Брянцева, 1990 год: “Уважаемые товарищи! Убедительно просим вас написать о людях-специалистах, работающих ранее и теперь вместе с вами, сыгравших решающую роль в развитии своего цеха, отдела, завода, его производства, технического прогресса, строительства заказов. Пусть никто не будет забыт. Люди - это самая большая ценность, а для завода - это его история. Если ваши материалы будут сопровождаться фотографиями прошлых и настоящих времён, это будет лучше. Материалы направляйте в музей завода или редакцию газеты “Трудовая вахта”. Заранее благодарим”.

На ВСЗ работал Герой социалистического труда Василий Федосеевич КУЧЕРИН. В строительстве скольких кораблей он принимал участие - сосчитать сложно. Пришёл на завод в 1955-м, трудился бригадиром судовых сборщиков. С 1962 года работает на заводе Пётр Иванович СЮЗЕВ. Его профессиональный путь - от механика до начальника цеха. В 2013 году он получил звание “Человек-легенда”, которое традиционно присваивается на ВСЗ

Л.Д.:

- О людях можно говорить бесконечно. Хотелось бы вспомнить Ивана Михайловича ФУРСА, Алексея Григорьевича РОСЛЯКОВА, Леонида Семёновича ЦЮПАКА, Олега Васильевича КУЗЬМИНА, Николая Николаевича ЛЕБЕДЕВА, Бориса Фёдоровича ЕВДОКИМОВА, Александра СЕКЕРИНА, Валерия КОВАЛЁВА. Особо мне запомнился замечательный инженер отдела сварки - Абрам Ефимович ВАЙНЕРМАН. Родом он был из Киева, учился в институте электросварки им. Патона. Благодаря его высокому профессионализму завод стал одним из лучших по сварке в судостроении. В 1980-е годы к нам даже приезжала делегация японцев учиться, как делается двухсторонняя сварка. В музее хранились характеристики на всех директоров завода: Виталий Михайлович ЛЯПИН - просто самородок, в своё время окончил лишь техникум, а как руководил! Не могу не вспомнить Бориса Федоровича Евдокимова, Георгия Александровича Порядина, Валерия Григорьевича ЛЕВЧЕНКО, который пришёл на завод молодым специалистом и дорос до директора, сегодня он уже не руководит заводом, но работает здесь. В трудовой книжке Валерия Николаевича ШОРИНА значится всего одно место работы - ВСЗ: он был главным инженером, технологом, начальником конструкторского отдела. Трудится до сих пор.

На заводе создавались семьи, зарождались династии корабелов. Например, Дина КРЮКОВА в 1978 году пришла учеником маркировщика, трудилась табельщиком, комплектовщиком, сегодня - табельщик-секретарь. Её муж, Владимир КРЮКОВ, - инженер-конструктор. У Крюковых трое детей, которые тоже трудятся на ВСЗ.

И.Н.:

- Никто не страшился работы: начальники цехов, судостроители перед сдачей корабля дневали и ночевали на площадке завода, чтобы выполнить заказ в срок. Умели и отдыхать: порой в год у нас проходило по два цикла конкурсных цеховых вечеров. Обычно на них чествовали передовиков производства. Задавалась тема (к примеру, “Решения съезда - в жизнь!”), в цехах назначалась организационная группа для подготовки вечера, писали сценарий, приглашали гостей. За творческими работниками Дворца культуры были закреплены цеха завода, каждому цеху кто-то из артистов помогал в подготовке. К подготовке вечера подходили творчески: кто во что горазд: оформляли семейные альбомы, выставляли работы мастериц, готовили номера художественной самодеятельности (пели, танцевали, играли сценки, читали стихи). По окончании серии вечеров выбирались победители. Я входила в конкурсную комиссию. Помню, приходит ко мне Борис Иванович Брянцев и говорит: “Зачем нас первыми поставили проводить этот конкурс? Не знаю, что делать, у меня же одни женщины!” (а первыми они оказались, потому что победили в соцсоревновании). А как выступили!..

По итогам таких вечеров в цехах создавались фотоальбомы. В Совете ветеранов до сих пор хранится такой альбом. Листаем: “Пятилетке эффективности и качества - рабочую гарантию” - название конкурсного вечера цеха № 9. 1976 год, начальник цеха В.М. Вешняков.

В годы перестройки Дворец культуры был передан в собственность муниципалитета, а музей закрыли. К сожалению, экспонатов, документов и других выставочных материалов не сохранилось. В то время не до музея было, заботились, как бы заводу выжить.

Л.Д.:

- Уже много времени прошло, как я ушла на пенсию, но, возглавляя Совет ветеранов завода, имею возможность гулять по территории, восхищаться мощью предприятия. Я люблю свой завод. Это как маленький город, где каждый знает друг друга и готов прийти на помощь. Совет ветеранов завода был создан давно (первый председатель - Иван Михайлович БАКЛАНОВ), раньше в него входили только фронтовики (более трёхсот человек), теперь это и ветераны завода. Доброй традицией предприятия остаётся забота о своих ветеранах.

ВСЗ сегодня

В 1984-1993 годы осуществляется программа переоснащения предприятия, в сборочно-сварочном цехе внедряется система гибкого автоматизированного производства по плазменной резке металла. На ВСЗ - впервые в советском судостроении - монтируется большая сеть из персональных компьютеров (около 40), внедряется система автоматизированного проектирования судов на базе мощных графических станций. 1993 год - рубеж судьбоносных перемен в жизни завода: ВСЗ закончил свою историю как государственное предприятие. Начинается новая жизнь, поиск заказов в новых условиях.

13 марта 2000 года завод сменил своё название на ОАО “Выборгский Судостроительный завод”. За эти годы были построены серии траулеров и серии судов снабжения морских платформ для норвежских заказчиков, выполнен контракт на постройку шести танкеров для компаний из Казахстана. Завод активно участвовал в различных программах по освоению шельфа, в частности, в строительстве морской ледостойкой стационарной платформы “Приразломная”.

Выборгским предприятием было осуществлено изготовление многофункциональной полупогружной платформы со свободной палубой по проекту Moss Maritime AS. Была освоена новая рыночная ниша - построен и спущен на воду скоростной патрульный катер “Гарпун”.

В 2007 году верфь выиграла тендер на строительство двух ППБУ ("Полярная звезда" и "Северное сияние") по проекту Moss CS-50 MkII. В целях ускорения разработки проекта и строительства ППБУ нижний корпус изготовил Выборгский судостроительный завод, а верхнее строение - корейская компания Samsung Heavy Industries. В июле 2010 года в Корее была произведена уникальная технологическая операция по наплыву и стыковке верхнего строения ППБУ "Полярная звезда" на нижнее основание. В ноябре 2010 года такая же операция была проведена для второй платформы "Северное сияние". С мая 2012 года ВСЗ входит в состав Объединенной судостроительной корпорации. За почти 70 лет выборгские корабелы накопили огромный опыт: здесь построено более 200 судов различного назначения, морские буровые платформы и модули верхних строений платформ для разработки нефтегазовых месторождений. Сегодня на верфи возводятся два новейших ледокола, которые будут сданы до 2018 года. Численность работников завода - около полутора тысяч человек. Фотоальбом цеха № 9 листала Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также