ЭКОЛОГИЯ ФИНСКОГО ЗАЛИВА: ОТ РЕБЁНКА ДО МИНИСТРА

ЭКОЛОГИЯ ФИНСКОГО ЗАЛИВА: ОТ РЕБЁНКА ДО МИНИСТРА
622
ЭКОЛОГИЯ ФИНСКОГО ЗАЛИВА: ОТ РЕБЁНКА ДО МИНИСТРА
В Выборгском замке прошла заключительная региональная конференция, посвящённая Году Финского залива.

Большую тематическую выставку-экспозицию “Биота Финского залива” открыл областной Комитет по природным ресурсам. Здесь можно было увидеть исторические фотографии региона, этапы его развития, описание морских обитателей, уникальных особо-охраняемых природных территорий.

Выступления участников затрагивали многие современные проблемы региона. Никто не стал отрицать, что экономическое развитие - важная часть стратегии государства, его, в том числе, политической независимости; крупные морские порты, терминалы, производства дают возможность проживающим здесь людям иметь достойную работу, администрации - развивать социальную сферу, улучшать качество жизни. Но есть и обратная сторона медали…

Елена ТУТЫНИНА, Президент Северо-Западного центра поддержки экологического образования:

- Каждый гражданин нашей страны имеет право на достоверную экологическую информацию, но зачастую она публикуется в специальных изданиях с использованием узко-научной терминологии, порой излишним использованием графиков, таблиц, диаграмм. Мы предлагаем осуществить проект под рабочим названием “От ребенка до министра”, то есть разработать такие критерии, используя которые можно сделать доступной любую экологическую информацию.

Александр ГАЙДАШ, главный редактор детского экологического журнала “У лукоморья”: коллектив редакции журнала обязательно публикует произведения писателей-природоведов: Бианки, Слад-кова, Пришвина и других. Есть у нас цикл “Русский лес”, где приводится описание произведений живописи русских художников; а также ребусы, загадки экологической тематики.

Педагоги и специалисты экологических центров региона отметили, что призывы со стороны общественности вернуть очень качественное образование советских времен звучат все чаще. Поти-хоньку пришло осознание, что навязанные нам извне западные стандарты приводят к снижению уровня образования, вновь в наши школы “возвращается” сочинение, пишется единый учебник по истории, пора уже прийти к тому, что и биология должна занять достойное место в учебном плане. Ведь как отмечают ученые, именно на уроках биологии и других предметов естественно-научного цикла формируется так называемое понятийное мышление: умение выстраивать логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи, что в дальнейшем поможет маленькому, а затем ставшему взрослым, человеку принимать правильные, продуманные решения. Ну и конечно, нельзя научить ребенка любить и понимать природу, на самой природе не бывая. Именно поэтому ребята всегда с таким удовольствием откликаются на предложение пойти в поход, принять участие в многодневной экспедиции. Нет ничего интереснее шлюпочного похода, который при этом сопровождается изучением водно-болотных растений или водоплавающих птиц, вечером петь песни у костра, пойти на утреннюю рыбалку. Это и здоровый отдых, и натуралистическое обучение. Но более всего огорчает тот факт, что куда бы ни отправились туристы-натуралисты, всегда их поход начинается с уборки многочисленных свалок.

Наталья ДАНИЛОВА, директор школы № 37:

- Я считаю, что именно изучение предмета “экология”, который сейчас адаптирован и внесен в виде отдельных разделов в другие учебные курсы, дает толчок нравственному развитию ребенка. Ученики нашей школы откликаются на любые акции, экологические сессии и экспедиции, с большим энтузиазмом мы стали работать по проекту “Молодежная экологическая инспекция”.

Ведущий специалист Дирекции особо охраняемых природных территорий Владимир ДИЕВСКИЙ рассказал о том, какие особо-охраняемые территории появятся в Ленинградской области в ближайшее время. Например, на островах в акватории Выборгского залива будет основан заказник “Весенний”, а в дальнейшем процент ООПТ в нашем регионе значительно увеличится, что будет способствовать развитию экологического туризма.

- Рыбы стало значительно меньше, промышленный улов весьма незначителен, - признаёт очевидность Александр ШАЧНЕВ, руководитель Выборгского отдела Северо-Западного управления по рыболовству, - особенно негативно сказывается отсыпка побережий для строительных площадок, тем самым уничтожаются места нерестилищ, поступающие в залив сточные воды делают его непригодным для обитания планктона и ракообразных, которые являются кормом для многих видов рыб.

Андрей КАРТУЗОВ, генеральный директор ОАО “Выборгский Водоканал”:

- Надеемся, что работа нашего предприятия окажет положительное влияние на экологическую обстановку в Финском заливе. Водоканалом в настоящее время проводится крупномасштабная работа по замене канализационной системы Выборга. В дальнейшем будет продолжена работа в рамках приграничного сотрудничества по проектированию очистных сооружений и внедрению новых технологий.

Очень понравились младшим школьникам интерактивные игры, разработанные специалистами Финляндии и Эстонии, изготовленные на одном из петербургских предприятий. Например, ребята самостоятельно составляли “пищевые цепочки”, распределяли разные виды рыб по массе, а также складывали паззл–карту района Финского залива.

Завершая работу региональной конференции, специалисты сошлись в мнении, что работа по осуществлению различных экологических проектов, в том числе, по развитию эко-эффективного туризма, должна осуществляться именно в Выборге. При этом, как отмечалось, соответствующие службы должны прилагать определённые усилия по наведению порядка в городе, благоустройству территории и обустройству цивилизованных мест отдыха, разработать меры по повышению бытовой культуры населения и экологической грамотности школьников. Ведь совсем недавно, на последнем заседании Русского географического общества, Президент Владимир Путин объявил о том, что необходимо укреплять и развивать систему обучения и воспитания юных натуралистов.

Читайте также