ДЕТИ И В БЛОКАДУ ДЕТИ

Осенью 1941 года Вале исполнилось семь лет, и она вместе с другими ребятами пошла в математическую школу, располагавшуюся в то время в бывшем особняке Лобановых-Ростовских (дом со львами на Адмиралтейском проспекте).
- Мама мне сшила школьное платье из папиной фланелевой рубашки, - рассказывает Валентина Григорьевна ШУМОВА. - Правда, рубашка была розовая, и мама решила перекрасить её в коричневый цвет, получился - тёмно-зелёный. А передник у меня был из обычного чёрного зонтика. Естественно имелся и портфель (из какого материала, точно не скажу, но визуально казался соломенным), букварь, тетради, деревянный пенал. В школе - парты с откидывающейся крышкой, куда убирался портфель, на столе - отверстие для чернильницы. В блокадные зимы чернила замерзали, тогда мы писали карандашом. Когда закончились запасы тетрадей, писали на обрывках газет, бумажных клочках. В каждом классе была печь, её топили нянечки. Конечно, дрова были не всегда, сидели на уроках и в верхней одежде.
В первую блокадную зиму Вале учиться не пришлось - слегла от голода и холода. Летом заново училась ходить, а в следующем сентябре вновь поступила в первый класс.
- До войны в нашем доме было много детских игрушек и разных книг, а в блокаду мы их сожгли, чтобы хоть как-то протопить квартиру. Помню, сижу у буржуйки, прочту страничку, оторву и - в печку. А ещё жгли паркет с пола. У меня были тряпичные куклы, которые тоже прекрасно горели. Однажды мамина племянница привезла мне пупса, с которым я играла долгое время. Волосы у него были нарисованные, поэтому бантики я ему на голову вкалывала булавками, даже дырка образовалась. Из игрушек также был набор "Одень Машу" - картонные силуэты кукол и к ним бумажная одежда. Летом всем двором играли в лапту, казаки-разбойники, скакали по нарисованным обломками кирпичей классикам.
Удивительно, но в блокадном городе выходила газета "Ленинградская правда", в которой горисполком размещал объявления о выдаче продуктов.
- …Постоянно хотелось есть. В нашем доме жила повар, как-то мама отправила меня к ней (уже не помню зачем). Я пришла, а у неё на керосинке жарилась картошка с колбасой. Я долго не могла себя заставить уйти, сидела и нюхала…
Однажды нам выдали соевую муку, из которой мама сварила болтушку - такой вкуснятины мы давно не пробовали! А ещё из голодного детства мне запомнился гороховый суп, который я по сей день обожаю. Папины сослуживцы, которые приезжали по делам в штаб, находящийся в нашем дворе, заходили к нам и чем могли угощали. Зачастую в пайке можно было найти гороховый концентрат, из которого мама варила замечательный суп.

Читайте также