ДЕСАНТ ПАМЯТИ И МИРА

ДЕСАНТ ПАМЯТИ И МИРА
717
ДЕСАНТ ПАМЯТИ И МИРА
Этой удивительной традиции в нынешнем году исполнилось уже 47 лет. И ни разу она не прерывалась.

… В далёком 1966 году молодые ребята из посёлка Лесогорский поехали на велосипедах на рыбалку на Макаровские озёра. Это на правом берегу Вуоксы, между Каменногорском и Вещево. В этих местах находится так называемая Долина смерти, где в начале марта 1940 года, а затем в июне 1944-го шли жесточайшие бои. Так вот: увидели наши рыбаки на сосне дощечку с надписью "Старший лейтенант Павел Евстафьев 1914 уроженец Вологодской области, старший лейтенант Иван Доценко 1901 уроженец Харьковской области. Погибли за Родину 2 августа 1944 года".

К следующему Дню Победы они заказали надгробия в виде пирамидок, увенчанных красными звёздами. Текст с полуистлевшей дощечки был перенесён на более долговечный металл. К акции по установке надгробий примкнула Тамара ЛУНИНА. Как активный комсомольский вожак она организовала поиск родственников. Откликнулась дочь Павла Евстафьева Римма. Вместе с мужем и семьей Луниных они и положили начало этой традиции - ездить 9 мая на могилы в долину.

В те годы, когда все герои нашей истории были молоды и полны сил, им случалось добираться, как придётся: от поворота с большой дороги около пятнад-цати километров ездили на велосипедах, ходили пешком, доводилось кататься и в кузове бортовой машины. И всякий раз это было с оптимизмом и верой в то, что это нужно им, живым, их детям, детям всех друзей и знакомых, которых присоединялось к поездке год от года всё больше и больше.

Единственный раз Тамара Лунина изменила традиции: 7 мая 19 лет назад случился инфаркт у мужа, она не могла отойти от него ни на шаг, но через несколько дней его не стало… Нет в живых уже десять лет и Риммы Павловны. Но продолжают ездить в долину её родные, в том числе и правнуки лейтенанта Евстафьева – Роман, Артём и Павел. Старшему из них уже тридцать два. А прадеду, погибшему за Родину в сорок четвёртом, было всего тридцать…

На сей раз в поездке участвовали шестьдесят три последователя этого неформального мемориала. Участники поездки высадились там, куда смог проехать автобус. Тут же по соседству с гранитными "зубами", оставшимися от линии Маннергейма, разбит бивак: навес, палатки... Его соорудили приехавшие накануне устроители субботника. Тут же припаркованы УАЗик-"буханка", советская Нива-2121 и другие вездеходы. Люди пересаживаются в эти авто, вынужденные делать по нескольку рейсов через броды.

Наконец добрались до места. С собой цветы, венки и даже магнитофон, чтобы звучали в лесу военные песни. Вокруг могил со вчерашнего дня уже всё прибрано, устлано свежими еловыми лапами, пирамидки подкрашены, надписи обновлены. Тамара Лунина объявляет митинг открытым. Дети читают стихи: "…покуда сердца стучат, помните, какою ценой завоёвано счастье…", пронзительная минута тишины, даже птицы смолкли…

Черноглазый мальчик чистым голосом выводит "Три танкис-та"; взрослые даже подхватывают последние строчки каждого куплета... Все довольны, аплодируют, начинают строиться для группового снимка. Удивительно, но в кадре оказалось практически столько же людей, столько и за кадром: добрая половина компании щёлкала затворами фотокамер, периодически меняясь местами с позирующими.

…В начале 80-х годов неподалёку от этого места был найден необычный камень. После очистки его ото мха на гранитной поверхности проступила надпись "Салехов Рамиль 30.8.24-22.6.44 разведчик из Москвы". Тамара Лунина по известным уже адресам архивов стала наводить справки. Выяснилось, что семья в столице по указанному адресу уже не живёт. Тогда Тамара Павловна написала соседям и попросила выяснить хоть что-нибудь. Соседи отыскали внучатую племянницу погибшего разведчика. Приехать она не смогла, но сообщила, что на месте гибели Рамиля в послевоенные годы бывали его сослуживцы. Они и сделали эту надпись на камне, пока ещё помнили, где похоронен их боевой товарищ.

Тамара Лунина говорит:

- Очень хорошо, что с нами в долину ездит много народу, каждый раз я вижу новые лица. Особенно радует, что это молодёжь и дети. Когда-то я приезжала сюда с мужем, потом – с детьми, внуками. На следующий год привезу правнуков. Есть имена всех трёх воинов и на больших мемориалах. Павел Евстафьев и Иван Доценко увековечены на воинском захоронении № 30 Петровка, Рамиль Салехов – на могиле № 50 в Вещево. Но поклониться их памяти, передать ту самую эстафету своим детям и внукам уже 47 лет они ездят именно сюда…

Читайте также