ДАНИЯ

ДАНИЯ
822
ДАНИЯ
Рассказ о Монрепо естественным и неизбежным образом связан с историей Финляндии. Однако это не единственная из северных стран, без которой невозможно себе представить историю Монрепо. Речь идет, конечно, о Дании и о биографии четвертого владельца имения, барона Пауля Николаи (1777-1866).

Родившийся в Петербурге, Пауль большую часть своей жизни провел за границей. Людвиг Генрих Николаи отправил своего восьмилетнего сына учиться в Германию, в дом знаменитого переводчика И.Г. Фосса. Туда, в маленький городок Эйтин, Пауля повез хороший знакомый Николаи граф Фридрих Леопольд Штольберг. Штольберг был подданным Дании, несколько лет он прослужил посланником князя-епископа Любекского в Копенгагене, а позднее стал датским посланником при дворе Фридриха Великого. Возможно, именно во время этой поездки Пауль Николаи впервые услышал рассказ о Датском королевстве, с которым много лет спустя будет связана его дипломатическая карьера.

В 1798 году П. Николаи поступил на службу в коллегию Иностранных дел, и в ноябре 1800-го был направлен в российскую миссию в Копенгагене в качестве сверхштатного чиновника. В Дании он прослужил несколько месяцев, после чего был переведен в Лондон на должность секретаря российской миссии. Однако Паулю было суждено вернуться в Данию - и надолго. В 1816 году он был назначен действительным и чрезвычайным посланником и полномочным министром России при датском королевском дворе в Копенгагене.

В Дании П. Николаи провел больше тридцати лет, выйдя в отставку в 1847 году. Здесь родились его сыновья Николас Арманд Мишель, Людвиг Эрнст и Александр, дочь Симплиция; здесь в 1824 г. скончалась его горячо любимая супруга Александрина. За все годы службы Пауль почти не отлучался из Дании, лишь изредка пользуясь отпусками, во время которых уезжал домой, в Монрепо.

В годы пребывания Пауля Николаи в Дании правили два короля: Фредерик VI (король Дании и Норвегии в 1808–1814 гг., король Дании в 1814–1839 гг.) и Кристиан VIII (король Дании в 1839–1848 гг.). Сегодня, вероятно, для большинства из нас Дания первой половины XIX в. известна лишь как страна великого Ханса Кристиана Андерсена, скульптора Бертеля Торвальдсена и философа Сёрена Кьеркегора. Между тем, этот период принадлежит к одним из самых драматичных в истории Дании. Наполеоновские войны оставили свой неизгладимый след в ее политической жизни. Еще в 1807 году Дания стала союзницей наполеоновской Франции, а в 1813-м подверглась нападению Северной армии союзников под командованием шведского наследного принца Карла Юхана. В этой войне шведов поддерживали русские, англичане и пруссаки. В 1814 году был заключен Кильский мирный договор, по которому Дания отказалась от Норвегии в пользу Швеции. В, казалось бы, тихой и провинциальной стране кипели нешуточные страсти. В подвластных датскому королю герцогствах Шлезвиг и Гольштейн (на севере Германии) в 1830-х гг. росло и ширилось национальное немецкое движение, что вызвало отпор у датского правительства. Европу сотрясали революционные волнения. Датская монархия пыталась предотвратить их у себя в стране, а потому Фредерик VI согласился на созыв провинциальных сословных собраний с совещательными функциями. Дипломатическая служба Пауля Николаи была, таким образом, не безоблачной синекурой, а ответственным и сложным делом. Николаи способствовал и укреплению российско-датских отношений: в 1838 году российский император Николай I пожаловал тогдашнему наследнику, кронпринцу Кристиану (будущему Кристиану VIII) высший российский орден – орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

Однако Пауль Николаи был занят не только политикой, но и серьезно интересовался современным искусством Дании, и был лично знаком со многими художниками и скульпторами, работавшими в Копенгагене. В конце 1820-х гг. он заказал известному живописцу Кристиану Альбрехту Йенсену портреты своих детей. Тот же Йенсен написал портрет Александри-ны Николаи. Барон Пауль к тому времени уже был вдовцом, и художнику пришлось работать с прижизненным портретом Александрины, и на его основе создавать новое оригинальное полотно. В годы, когда имение Монрепо принадлежало Паулю Николаи, его не раз посещали датские художники. Самые известные из них - Кристиан Фердинанд Кристенсен и Нильс Гренбек Радемахер - запечатлели виды парка и усадьбы в своих работах. Но рассказ об этом будет позже. Напомним, что первая скульптура Вяйнемейнена в Монрепо также была заказана датскому мастеру Борупу и изготовлена в Копенгагене. По странному совпадению, второй Вяйнемей-нен (уже работы Йоханнеса Таканена) тоже был создан и отлит в датской столице.

Выйдя в отставку в 1847 году, Пауль Николаи покинул свой дом и летнюю резиденцию в Копенгагене, чтобы поселиться в Монрепо. Многочисленные художественные ценности, собранные им во время службы в Дании, он планировал перевезти в свою финляндскую усадьбу. Скульптуры и картины были упакованы, погружены на корабль, но до Монрепо так никогда не добрались. Корабль затонул, и нам остается только догадываться о том, какие произведения были безвозвратно потеряны и для Дании, и для России.

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Читайте также