ЧТО ТАКОЕ «МОНОПОЛЬКА?»

ЧТО ТАКОЕ «МОНОПОЛЬКА?»
ЧТО ТАКОЕ «МОНОПОЛЬКА?» ЧТО ТАКОЕ «МОНОПОЛЬКА?»

Нашим читателям уже известно, что военный историк, реконструктор, заместитель директора Военно-исторического центра Карельского перешейка Артем КОКИН увлекается реконструкцией советского быта 1930-1940-х годов. 

По словам Артема, в 1934 году от народного комиссариата снабжения отделилось направление пищевой продукции, возглавил его Анастас Микоян, который тут же побывал на стажировке в Америке. И уже в 1936 году была разработана рецептура плавленого сыра «Советский», который вместе с галетами «Военный поход» и шоколадом «Дирижабль» входил в военный паек. Кстати, шоколад выпускался огромной артелью – Моссельпромом, включавшей в себя всю кондитерскую промышленность Москвы, Московской и ряда других областей. Помимо продуктов питания в Наркомпищепром входил выпуск алкогольной, сигаретной и парфюмерной продукции (духи, мыло, зубной порошок). 

– На военных реконструкциях в других странах всегда можно увидеть различные банки, упаковки, а в России такого не было. Вот я и задался целью разыскать информацию, связанную с пищевой продукцией СССР довоенного времени, – рассказывает Артем Кокин. – Однажды в интернете наткнулся на дневники фронтовика, который до войны работал на фабрике, выпускавшей галеты «Военный поход», а в 1941 году под Вязьмой попал в окружение. Каково было удивление фронтовика, когда им с небольшого кукурузника сбросили питание, в том числе и галеты с его завода. Я задался вопросом, а как же выглядели эти галеты? Несколько походов по музеям и архивам Москвы привели меня в запасники музея фабрики «Красный Октябрь», где мне разрешили отсканировать этикетки, благодаря чему моя коллекция значительно расширилась. 

Среди собрания этикеток Артема особое место занимают упаковки с концентрированным супом, который стали выпускать в годы войны. 

– Естественно, в военное время было сложно обеспечивать солдатам полноценное питание, поэтому появились концентраты, представлявшие из себя натуральные продукты, измельченные и спрессованные в таблетки. Они легко хранились и складировались, – добавляет Артем. – Солдат постепенно приучали к концентрированной пище, обычно это делалось по четвергам. После дегустации нового блюда проводился опрос: если блюдо не нравилось, его снимали со снабжения. Таким образом, концентраты стали выпускать шести видов: пшенный, гречневый, яичный, гороховый, молочный и макаронный, который назывался суп-лапшевник. Кстати, такие концентраты до сих пор производятся в Белоруссии. 

Любопытно, что боевые «сто грамм» появились в ходе советско-финской войны после визита на фронт наркома Ворошилова, который увидев, что при низких температурах появились случаи обморожения, распорядился ввести особый паек. Изначально спиртное на фронт поставлялось в 100-граммовых бутылочках. Классическая поллитровая бутылка называлась «монополька» – название пришло из Польши, где был создан дизайн бутылки. В справочнике стеклотары 1930-х годов Артем Кокин обнаружил термин – «бутылка водочная – «монополька». Конечно, выпускались и слабоалкогольные напитки, вина того времени в основном производились в Крыму. А вот в финской армии 1930-1940 годов обычным делом было самогоноварение, несмотря на то, что в стране был жесткий сухой закон. Оказывается, когда солдаты воевали на территории другой страны, они предпочитали не придерживаться финских законов. 

Очень интересны и лозунги, которые печатались на этикетках того времени, например, на плитке шоколада «Дирижабль» было написано: «Над советской страной должны и будут летать советские дирижабли», а на концентрате горохового супа – цитата С. Маршака: «Вкусен пар из котелка! А не хочешь ли штыка?». И рисунок знаменитых карикатуристов Кукрыниксов. А вот лозунг на суповом брикете: «К нам явился он за кашей с ложкой, вилкой и ножом, но его отучат наши заниматься грабежом». Такие лозунги должны были подбадривать солдат. 

Вот такие в коллекции Артема Кокина представлены удивительные экспонаты, по которым можно проследить историю страны. 

Маргарита ЗАХАРОВА

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев