«Человек из Кремля»

1211
Начало 1970-х. Авель Носарев справа, рядом с ним Леонид Яковенко, возглавлявший в те годы Выборгскую милицию

Ветеран МВД Авель Павлович Носарев отметил 90-летие

В Выборг он попал практически случайно – после армии надо было как-то устраиваться, вот и приехал к родственникам в перспективный приграничный город. С тех пор служил в милиции, дослужился до полковника.

Сам он вологодский, всю войну работал со взрослыми наравне в колхозе и на лесозаготовках. В 1948-м Авеля призвали в армию. После учебки и недолгого периода службы в Эстонии, где ещё долго после войны боролись с бандитизмом, попал в Кремль. Стоял часовым у мавзолея, Сталина видел, Жукова разоружал…

– Охранять мавзолей почётно, но и сложно, – вспоминает ветеран. – Через пятнадцать минут ноги словно иголками кто колет. И ведь не пошевелиться, можно только моргать. А летом в жару только и думаешь, как бы не упасть... Потом меня назначили на пропускной пост в правительстве. Нужно было изучить по фотографиям членов президиума Верховного Совета, чтобы не дай бог не спросить документы у лица, имеющего право свободного прохода, или не забыть поприветствовать, кого положено. Ещё дополнительный список на 14 человек был размещен под стеклом на столе у постового. Помню как-то раз, торопясь на перерыв, чуть не наскочил на Маленкова.

Однажды начальник дал мне конверт и велел отнести коменданту Кремля в зал заседаний Верховного Совета. Захожу. Зал небольшой, сидят генералы да маршалы. Ближе к стене – президиум на возвышении, по центру сидит Сталин. А ведь мне по Уставу надо было сначала обратиться к старшему по званию: «товарищ генералиссимус, разрешите обратиться к генерал-лейтенанту Ведерникову». Я растерялся. А комендант увидел это, и сам встал ко мне навстречу.

У нас был такой порядок: в здание нельзя было проходить с оружием. Однажды идёт Жуков. Смотрю – вооружён. Проходит мимо меня. Я ему говорю: товарищ маршал Советского Союза, оружие необходимо сдать. Не реагирует. Ну, думаю, не слышит. Повторяю погромче. Он повернулся, ни слова не говоря, снимает кобуру, саблю. Бухнул всё на стол... А уж обратно он шёл, когда на посту стоял мой сменщик.

...А ведь он оставался единственным сыном у родителей (старший брат 1925 года рождения, призванный в 1943-м, погиб под Москвой), и тем не менее, ему пришлось служить. Хорошо, что на флот взяли, где срок службы был пять лет. Единственная поблажка была, когда отец написал письмо командиру и попросил дать сыну отпуск, чтоб помочь починить прохудившуюся крышу. Правда, перед этим Авель сам эту идею изложил в письме домой. Подходил к концу третий год службы в армии: соскучился…

После службы решил в родную деревню не возвращаться, поехал к родне в Черкасово под Выборгом. Искать работу в город ходил 12 километров пешком. Однажды на Красной площади его, одетого в офицерскую форму с сержантскими погонами и в хромовых офицерских сапогах, окликнул постовой Василий Васильевич Захаров. Эта встреча стала судьбоносной для «человека из Кремля».

Так и прошагал с начала 1952 года по ступенькам карьерной лестницы: сначала постовым, потом участковым, дознавателем, старшим дознавателем, начальником водного отдела (вновь созданного подразделения по охране правопорядка на Сайменском канале и всех прибрежных территориях). Завершал службу в выборгском районном УМВД на должности заместителя начальника по службе; в его подчинении были такие службы, как автоинспекция, паспортный стол, изолятор временного содержания, ДНД, медвытрезвитель, вневедомственная охрана и другие важные направления.

Сегодня, разменяв десятый десяток, Авель Павлович ведёт весьма активный образ жизни: много гуляет, попутно заходя за покупками, общается с бывшими сослуживцами. А недавно по совету дочери и при помощи внука обзавёлся компьютером. Теперь он весьма «продвинутый юзер» – следит on-line за новостями политики, экономики. И электронную версию нашей газеты, говорит, внимательно читает.

Екатерина ВОРОБЬЕВА

Читайте также