«БЛИЖНИЙ КРУГ» ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ

«БЛИЖНИЙ КРУГ»  ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ
«БЛИЖНИЙ КРУГ» ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ «БЛИЖНИЙ КРУГ» ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ

(начало в №14 от 17 февраля 2016 г.)

И в службу, и в дружбу…

В конце XVIII века Анри Франсуа Виолье был одним из самых известных авторов ландшафтных миниатюр (так называемых «пуговиц» с видами пригородных дворцов и усадеб). Кроме того, он занимался театром, излюбленным развлечением при «малом дворе», был постановщиком множества спектаклей, в которых участвовали дамы и кавалеры двора. Например, вместе с Лафермьером Франсуа Виолье поставил пантомиму, где сам играл «сложную роль», и «Праздник Ярмарки» (кукольный спектакль, в котором он сам руководил марионетками), а также спектакли «Праздник мельницы» и «Деревенский праздник». Сочинял он также веселые куплеты, сопровождая их рисунками (сохранилась рукопись Виолье в Павловской дворцовой библиотеке).

Судя по письмам барона к сыну и другим упоминаниям, Виолье дружил с семьей барона Николаи и достаточно часто доставлял в Германию и Данию посылки для сына Пауля, оказывал услуги баронессе Иоганне Николаи, при этом попутно выполняя поручения Марии Федоровны. Франсуа Виолье, несомненно, бывал в Монрепо и как опытный декоратор и знаток ландшафтной архитектуры мог оказывать неоценимую помощь Людвигу Николаи при устройстве сада и строительстве парковых павильонов.

В письме сыну Паулю (июнь 1786 г.) Л.-Г.Николаи пишет: «Виолье собрался жениться, только не знаю, на ком…». Вскоре тайна была раскрыта: Франсуа Виолье действительно женился на дочери русского дворянина Петра Салина – Елене Паулине. У них было двое детей – сын Гавриил (в дальнейшем состоял военным инженером на русской службе) и дочь Мария.

Художник подписывал свои работы «Франсуа Виолье» или «Виолье-старший». Объясняется это тем, что у него был брат Габриэль, который подписывался «Виолье-младший», служил при дворе в чине статского советника и был женат на любимой фрейлине Марии Федоровны Маргарите Флессиер. В 1817 году Виолье-младший внезапно заболел и вскоре умер. После смерти отца его сын Луи находился под покровительством Л.-Г. Николаи, который был в близких отношениях с обоими братьями. 

«Бель-ар»

В одном из писем Людвига Николаи сыну Паулю можно найти упоминание о посещении Монрепо супругой и детьми Франсуа Виолье (июль 1806 г.): «Госпожа Виолье так влюблена в Монрепо, что попросила разрешения построить здесь маленький домик; сначала она решила приспособить дом плотника на Паульштайне, но господин Павлов (управляющий и архитектор в имении Александр Павлов) объяснил ей, что лучше использовать кухню, существующую в этом доме, и построить рядом дом по своему вкусу». И далее (август 1806 г.): «Уже заложен фундамент этого домика, его будут строить зимой. Дому уже дано название Бель-ар, и крестным отцом его стал граф Бриу. Постройка для госпожи Виолье делается из части дома плотника, рядом с маленьким крестьянским домом; дом будет выходить на большую площадь за конюшнями, на дорогу, которая ведет к нам и даже на Выборг». 

Выписка из паспорта «Усадьба Монрепо. Жилой дом» (1994 г., архив музея-заповедника «Парк Монрепо»):

«Здание построено в начале XIX века. Вероятно, его можно отождествлять с «новым крестьянским домом», который был построен в 1804 г. Не исключено, что именно этот дом предполагалось в 1806 г. приспособить под кухню задуманного примерно в этом месте домика для госпожи Виолье, который должен был называться «Бель-ар». Предполагалось возвести его по проекту А.Павлова и под руководством садовника Цвергера, с 1806 г. работавшего в Монрепо. (По-видимому, Бель-ар вскоре был построен, так как в одном из изданий (1912 г.) упоминаются картины, которые украшали этот усадебный «гостевой» дом). Здание не раз переделывалось; как минимум, дважды, в 1870-е гг. (тогда, в частности, была устроена винтовая лестница на мезонин) и в 1920-х гг., когда заново отделывались фасады».

Опала, «лишения и страдания»

В истории службы Франсуа Виолье при дворе был период (с 1791 г.), когда по неизвестной причине он впал в немилость великого князя и был вынужден удалиться в Москву, «лишенный жалованья, стола, жилья и наград, обещанных за его долгую службу, но он не смеет указать причину лишений и страданий, которые он перенес…» («Записка Ф. Виолье императору АлександруI»). В дальнейшем, видимо, художник был прощён и с 1800 г. вновь начал служить при дворе в должности инспектора кабинета эстампов и миниатюр в Зимнем дворце, в чине надворного советника. Затем отбыл в Париж (вероятно, в 1809 году), но с началом Отечественной войны 1812 года вернулся в Россию, уже навсегда. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище в 1829 году. 

Надежда РАССАХАТСКАЯ,  старший научный сотрудник ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

P.S. Исторические научные исследования – удивительная вещь: совершенно неожиданно, видимо, по закону притяжения, «всплывают» документы, свидетельства очевидцев, современников той эпохи, различные экспертные суждения. Так случилось и с Виолье: раскрылось авторство многих картин, которые ранее подписывались как «неизвестный художник», и вообще жизнь этого удивительного человека – Анри Франсуа Виолье, друга Людвига Генриха Николаи - оказалась не так проста, как казалась ранее - ведь у него существовал двойник. Об этом и об авторстве некоторых портретов семьи Николаи пойдет речь в следующем выпуске. 

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев