БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕЖИМЕ ON-LINE

Предупреждён, значит вооружён. Эта здравая установка применима ко многому в нашей жизни: от профилактики заболеваний до превентивных мер противодействия терроризму.

Вот уже несколько лет на Октябрьской железной дороге реализуется комплексная программа по оснащению вокзалов, узлов связи, тяговых подстанций и прочих объектов техническими средствами охраны, системами обеспечения транспортной безопасности. По словам заместителя начальника Октябрьской железной дороги по безопасности и режиму Николая КЛЮКВИНА, данные меры осуществляются на всех объектах по маршрутам Москва - Санкт-Петербург и Санкт-Петербург - Бусловская. Особо отмечается, что системами ТСО уже оснащен ряд скоростных участков.

Примечательно, что на полигоне ОЖД создан и работает Единый ситуационный центр высокоскоростного движения, куда стекается вся информация об оперативной обстановке на магистрали Санкт-Петербург-Бусловская и конкретно на выборгском железнодорожном вокзале. Наш корреспондент встретился с начальником вокзала Владимиром ДРЁМИНЫМ и выяснил подробности.

- Известно, что по всему ходу движения от Петербурга до станции Бусловская установлены многофункциональные и тепловизионные камеры. Как они работают, в чём их польза?

- Многофункциональная камера позволяет качественно и четко определять общую оперативную ситуацию, дополнительные параметры и скорость передвижения объекта. Она включается в момент, когда возникает некое передвижение на просматриваемой территории. Преимущество тепловизионной камеры в том, что с её помощью мы легко видим предметы в ночное время. Ночью сложно отследить конкретные действия из-за тёмного времени суток, тёмной одежды. А тепловизоры позволяют увидеть всё в ультрафиолетовом спектре. Видны контуры объекта, его действия.

- Мышь можно обнаружить?

- Насчёт мышей не уверен, но кошек видно хорошо, и тому есть реальные факты. А человека засечь легко! Когда я проходил обучение по транспортной безопасности, нам показывали видеофильм, снятый тепловизионной камерой на пути "Москва - Петербург". Шёл высокоскоростной поезд "Сап-сан"; и баловались подростки - ставили на рельсы манекен, одетый как человек, с сигнальными светоотражателями на куртке и брюках. Всё это прекрасно просматривалось. Цент-ральный пункт транспортной безопасности отследил ситуацию и расшифровал манекен как неживой предмет. Чтобы резко не останавливать поезд, машинисту была дана команда вести "Сапсан", не снижая скорости. В таких случаях мы выигрываем время, скорость, не выбиваемся из графика.

Тепловизионная камера, в отличие от обычной, настроена на тепловое излучение объекта и даёт реальную информацию - где живой объект, а где муляж. На железнодорожном сообщении это имеет принципиально важное значение.

- Какие конкретные меры охраны реализуются на нашем железнодорожном вокзале?

- В основе нашей деятельности лежат ФЗ № 16 по вопросам обеспечения транспортной безопасности и ФЗ № 15 как дополняющий. В рамках закона мы будем наделены полномочиями досматривать пассажиров, граждан. Что же касается технических средств, то на выборгском вокзале внедрен Интеллектуальный комплекс системы безопасности. Это сеть видеокамер, тревожных кнопок, датчиков движения, фиксирующих проникновение на объект. Оборудование установлено и в здании, и в самых потенциально опасных местах. То есть там, где могут быть размещены взрывчатые вещества, могут произойти акты незаконного вмешательства, в том числе террористического ха-рактера, в деятельность нашего вокзала. Эти камеры отслеживают всю обстановку вокруг вокзала, внутри его здания, входы и выходы, перроны, пути.

Вся информация в режиме on-line автоматически уходит в Москву и Санкт-Петербург. В 2012 году Москва разделила свои полномочия на региональные подразделения. Так появился региональный пункт транспортной безопасности, который находится на Ладожском вокзале в Петербурге. Туда непосредственно сходится информация по всему Северо-Западу. Любой вокзал региона просматривается круглосуточно, всё происходящее на вокзалах отслеживается.

Сейчас идёт дооснащение вокзалов камерами, которые работают на неадекватное поведение пассажиров. Если, скажем, пассажир на нашем вокзале оставил сумку и отошёл от неё на расстояние свыше 10 метров, то камера выделяет объект красным цветом, срабатывает сигнал тревоги. С Петербурга звонят нам и говорят: "У вас бесхоз, примите меры!.."

- А если уборщица оставила ведро со шваброй?

- Тоже сработает. А ещё ИКСБ отслеживает потенциально опасных людей. Например, человек вдруг резко побежал, неожиданно сменил направление движения, стал хаотично двигаться. Такого человека система автомати-чески начинает "вести".

Отмечу также, что в нынешнем году в Москве на Казанском вокзале появился ряд камер с 3D моделированием. Они установлены там, где идут основные пассажиропотоки, и могут сверять поступающую информацию с базой данных транспортной полиции, МВД о преступниках, людях, находящихся в розыске. Эти 3D-камеры автоматически перерабатывают лица людей.

- А в будущем такая чудо-камера появится в Выборге?

- Мы надеемся на это; Выборг - это врата в Северную Европу, и железнодорожный вокзал на виду.

- Насколько выборгский вокзал готов к возможным нештатным ситуациям?

- Профессионализм наших сотрудников достаточно высок. Но есть ряд проблемных вопросов. Я считаю, что нужно пересмотреть штатное расписание, в том числе относительно сотрудников транспортной полиции, которые находятся на вокзале и контролируют ситуацию. Их количество следует увеличить. Именно от качественного взаимодействия всех структур, их бдительности зависит своевременная превентивная реакция на любые террористические проявления.

- Как организован безопасный вход на вокзал?

- У нас вход в вокзал только один. Это сделано специально, чтобы пустить весь пассажиропоток через определенное место. Здесь устроена зона досмотра: сейчас это две проходные металло-детекторные рамки, плюс три сотрудника. В периоды особого режима работы сюда добавляется и сотрудник транспортной полиции, который не отходит ни на шаг от входа. Детекторные рамки обнаруживают на теле человека посторонние предметы - огнестрельное оружие, ножи и пр. Они настроены на фиксацию определённого количество металла и тут же срабатывают, если человек имеет его при себе.

В будущем мы усилим входную группу полным комплексом досмотрового оборудования. И на основании ФЗ № 15 будем организовывать досмотр всех входящих на вокзал - вне зависимости от того, едет ли человек на электричке, скором поезде или высокоскоростном "Аллегро".

- Некоторые люди сетуют на то, что такая система создаёт неудобства: лишняя возня с вещами, недоверие к законопослушному человеку…

- Перед открытием в Москве Ленинградского вокзала после его капремонта я работал там заместителем по безопасности; мы вводили эту систему. Когда мы её устанавливали, то столкнулись с некоторыми людьми, которые высказывали подобные претензии. Но одновременно услышали и большое количество реплик "вы молодцы, так надо!" Когда человек переживает за себя, своих детей, близких, за окружающих - он понимает, что существуют нормы необходимой здравой безопасности.

- А специально обученные собаки здесь работают?

- Не так часто, как нам хотелось бы. Наряды кинологов от транспортной полиции выставляются в периоды особого режима - например, в праздничные дни, когда курсируют дополнительные поезда, в дни массового скопления людей.

А вообще все сотрудники транспортной безопасности знают, на что обращать внимание. В первую очередь, отслеживается внешний облик человека. Например, человек одет не по сезону - летом на нём объёмная тёплая одежда (тот же пуховик). Таких лиц тут же досматривают. Сегодня мы не можем проверить каждого, но выборочно можем определить – кого стоит "отозвать в сторонку", а кого не нужно. Комплекс досмотра снимет эту проблему.

Раз в год мы организуем комплексные учения с привлечением сотрудников УФСБ, транспортной полиции; проходят и плановые учения. Главная задача - увидеть, как работает персонал, выявить возможные недоработки. Нужно всегда быть начеку, контролировать ситуацию. Профессионалы на обучении нам говорили: террористы выбирают наименее защищённые места. Если мы будем проявлять постоянную бдительность, то вероятность теракта будет наименьшей
.
Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев