БАИР ИРИНЧЕЕВ О САЙМЕНСКОМ КАНАЛЕ И НОВОМ МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

БАИР ИРИНЧЕЕВ О САЙМЕНСКОМ КАНАЛЕ И НОВОМ МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1077
БАИР ИРИНЧЕЕВ О САЙМЕНСКОМ КАНАЛЕ И НОВОМ МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Экспозиционная площадка военного музея Карельского перешейка под названием «Мир на Сайме» открылась на территории яхт-клуба «Лавола». Планы по созданию здесь мемориальной зоны вынашивались несколько лет, отметил военный историк и директор музея Баир ИРИНЧЕЕВ. Их удалось осуществить с помощью руководителя яхт-клуба Виктора КОРТЕНКО. На территории установлен памятный знак примирению советской и финской армий 4 сентября 1944 года, а в новом музейном помещении представлена история Сайменского канала со времён его строительства.

Да будет мир

- Неподалёку отсюда, около современного железнодорожного моста, произошли первые встречи между частями Красной Армии и финскими подразделениями; наши переправились на финский берег и обсудили переход от войны к миру, - рассказывает Баир Иринчеев. – Именно здесь, на Сайменском канале, 72 года назад пасмурным и холодным сентябрьским днём боевые действия между Советским Союзом и Финляндией официально закончились.

На чёрном граните размещена архивная фотография, признанная символом мира. На ней советский и финский бойцы вместе курят. На заднем плане угадывается насыпь железнодорожного моста. Снимок сделан неподалёку отсюда; теперь территория, прилегающая к мосту, строго охраняется, поскольку он является стратегическим объектом. Однако исторические встречи и переговоры проводились и в местечке Лавола. На финском сайте Sa-Kuva в открытом доступе есть множество снимков, где наши и финские бойцы и командиры показывают друг другу часы, обсуждают детали мира и просто общаются, уточняет Иринчеев. 

В музейной экспозиции есть снимок из района боевых действий в местечке Ихантала (современная развилка шоссе от Выборга на Светогорск и Камен-ногорск). На фото финские солдаты машут нашим, сообщая, что война закончилась. Но на следующем кадре они залегли под открытым нашими огнем. Так случилось, что в Ихантале красноармейцы получили приказ о прекращении боевых действий только на следующий день, 5 сентября.

В небольшой нише устроена ещё одна памятная доска, где увековечены имена советских воинов, погибших при форсировании Сайменского канала. Сумели переправиться, но не вернулись с боевого задания 26 солдат.

160 лет транспортной артерии

В 1856-м году на Карельском перешейке была слабо развита автодорожная сеть, поэтому строительство канала было важным инфраструктурным проектом, связавшим внутренние территории Финляндского княжества, бывшего в составе Российской империи, с Балтийским морем. Это дало мощный толчок развитию торговли и туризма. Местечко Лавола расположено как раз в начале узкой части Сайменского канала, то есть в историческом месте. 

В течение года шла работа над сбором и поиском материалов для экспозиции. На финском школьном плакате по географии изображена баржа с лесом, идущая по Сайменскому каналу. Тогда, конечно, шлюзы были деревянными, а русло водной артерии – более узким. Все финские школьники должны были знать про такое чудо света и гордиться этим, комментирует Баир Иринчеев, но ничего не говорилось о том, что построен канал в годы, когда великое княжество Финлядское находилось в составе Российской Империи. Организаторы собрали коллекцию из дореволюционных открыток, показывающих как сам канал, так и усадьбы, расположенные на его берегах, в том числе и Лаволу. 

На экспозиции представлены копии снимков Сайменского канала знаменитого фотографа Прокудина-Горского, пионера цветной фотографии, сделавшего эти кадры ещё в 1903 году. Рассказал историк и о роли Сайменского канала в транспортировке итальянских торпедных кораблей в Ладогу в годы Великой Отечественной войны. Суда были переправлены через всю Европу большей частью по суше железнодорожным транспортом, но, к счастью, оказались бесполезными в уничтожении летней Дороги жизни.

Коллекция будет пополняться

Планируется, что этикетки для экспонатов будут изготовлены на русском, финском, английском и китайском языках, делится планами Баир Иринчеев. Здесь появятся материалы и из послевоенной истории канала, будет сделан макет одного из шлюзов. 

- Повезло найти копию гравюры 1888 года с изображением Юстилского шлюза (продавцы утверждали, что она подлинная, но, думаю, оригинал стоил бы не 11 евро), - отмечает Баир Иринчеев. - Всё происходило параллельно с основной работой, поэтому собрали небольшую коллекцию. Следующий шаг – собрать все финские военные открытки, связанные с Сайменским каналом, подлинные дореволюционные рекламные проспекты туристических поездок (либо заказать копии в музее Савонлинны). Поставим пару манекенов советских пограничников, потому что всё вокруг было погранзоной с особым режимом пребывания. 

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также