АЛЕКСАНДРИНА СИМПЛИЦИЯ

История имения и парка Монрепо неразрывно связана с историей его владельцев, и одна из глав этой истории - судьба второй баронессы Николаи, Александ-рины Симплиции. Любимица семьи, Александрина прожила очень короткую жизнь. Именно в память о ней и её семье Пауль Николаи установил на Левкадской скале в Монрепо мраморный обелиск.

Александрина Симплиция родилась 6 января 1787 года во Франции, в семье принца Огюста-Жозефа де Бройля. Де Бройли принадлежали к старинной французской аристократии. Обширное семейство де Бройль имело две одноименные ветви, но с разными титулами - герцогов и принцев. Семья Александрины Симплиции принадлежала ко второй. Будучи аристократами, близкими к королевскому двору, семья де Бройль была вынуждена покинуть Францию, когда там началась революция. Приют они нашли в России, в Петербурге (что было обычным маршрутом для знатных французских эмигрантов). К этому времени Огюст-Жозеф скончался, и его вдове Франсуазе пришлось самой устраивать судьбу своих детей.

Сыновья поступили в кадетскую школу, а Александрина – в Смольный институт благородных девиц, где они с матерью получили маленькую квартиру. В 1806 году Александрина окончила институт с шифром - золотым вензелем в виде инициала царствующей императрицы, что являлось наградой лучшим воспитанницам. В этом выпуске Александрина была не единственной иностранкой, но, безусловно, самой знатной из них. Добавим, что вместе с Александриной учились Вера и Екатерина Толстые, сестры скандально знаменитого графа Федора Ивановича Толстого, прозванного “Американцем”.

Несмотря на знатное происхождение, семья де Бройль была небогата, и добросердечные Николаи, познакомившиеся с принцессой Франсуазой в 1806 году, пригласили мать с дочерью в Монрепо на все лето. Владелица Монрепо, Иоганна Маргаретта Николаи писала сыну в Лондон о гостьях: “Принцесса ни секунду не может побыть одна, она тотчас начинает лить слезы”. Её старший сын, брат Александрины, Огюст-Сезар де Бройль, служивший в Преображенском полку, за полгода до этого был убит в Аустерлицком сражении. Но о братьях Александрины мы расскажем в свое время отдельно.

Бароны Николаи очень привязались к юной Александрине. В августе 1807 года, на празднике в честь именин Людвига Генриха Николаи, Александрина выступила в двух домашних спектаклях на террасе главного усадебного дома. Гости и хозяева были очарованы ее талантом.

В 1808 году Александрина познакомилась с наследником имения Монрепо, дипломатом Паулем Николаи. Родившаяся между ними симпатия оказалась сильнее дружеской, - и в январе 1811 года в Монрепо состоялась свадьба 34-летнего барона и 23-летней принцессы. О будущей жене Пауль писал другу семьи, крупному дипломату графу С.Р. Воронцову: “От своих родителей она унаследовала честь, благородство; её характер совершенно соответствует моему, она естественна и скромна, и кроме этого обладает силой духа, которая <…> отличает ее от многих сверстниц”.

Александрина Симплиция стала верной спутницей своего супруга в его дипломатических странствиях - Стокгольм, Лондон, Копенгаген… Неслу-чайно Пауль Николаи замечал: “Александрина любит те же страны и те же иностранные языки, что и я <…> это чувство симпатии всегда питало её как наследство, которое осталось ей от бедного отца”.

Александрина Симплиция подарила мужу девятерых детей, двое из которых умерли в младенчестве. Сама она умерла от тяжелых родов 16 (28) марта 1824 года в Копенгагене, совсем вскоре после своего тридцать седьмого дня рождения. Свое последнее пристанище Александрина Сим-плиция нашла в Монрепо. Она была похоронена в семейном некрополе на острове Людвигштайн.

Сразу после её кончины датский художник Кристиан Йенсен (1792–1870) создал (вероятно, опираясь на предшествующие изображения и личное знакомство) портрет Александрины. Удивительно, как художник смог передать живой взгляд женщины, отличавшейся, по мнению современников, необычайным обаянием (кисти Йенсена принадлежали и портреты детей Пауля и Александрины Симплиции, украшавшие кабинет усадебного дома Монрепо до начала Второй мировой войны). С 1940 г. портрет находится в собрании Государственного Эрмитажа. В 2012 г., по заказу музея-заповедника “Парк Монрепо”, сотрудник Государственного Эрмитажа, художник-реставратор А.С. Никольский выполнил живописную копию портрета баронессы Николаи.

До сего дня в Монрепо приезжают потомки Александрины и Пауля Николаи, их правнуки и праправнуки. Они живут в разных странах мира, у них различные фамилии и судьбы, но всех их объединяет благодарная память о баронессе Николаи и Монрепо, ставшем для её семьи настоящей родиной.

Читайте также