РУБИТЬ НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ, ИЛИ “ГОРЕ” ГОРЫ ПАПУЛА?

 РУБИТЬ НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ, ИЛИ “ГОРЕ”  ГОРЫ ПАПУЛА?
РУБИТЬ НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ, ИЛИ “ГОРЕ” ГОРЫ ПАПУЛА? РУБИТЬ НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ, ИЛИ “ГОРЕ” ГОРЫ ПАПУЛА?

С начала октября жители Выборга переживают относительно вырубки деревьев на горе Папула - дебаты идут в соцсетях, люди пишут в администрацию региона. Работы ведутся в рамках строительства путепровода над железной дорогой на перегоне Выборг-Таммисуо в районе посёлка Мясокомбината. Есть два течения мысли: за и против. Чтобы понять их этиологию, вспомним события недалёкого прошлого. 

С 2003 года начало развиваться скоростное движение между Северной столицей России и столицей Финляндии; был запущен скоростной пассажирский поезд Allegro, потом, чтобы развести грузовой и пассажирский потоки, началось строительство ветки Каменногорск-Лосево и реконструкция участка Выборг-Каменногорск. И на каждом общественном слушании, проводимом по тому или иному объекту комплексного проекта, жители высказывали требования заложить в смету строительства путепровода - двухуровневое пересечение автомобильной и железной дороги. Население даже несколько раз блокировало продвижение проекта, срывая общественные слушания до признания их несостоявшимися, пока железнодорожники не примут принципиальное, а для жителей прижелезнодорожных населённых пунктов - жизненно важное решение о строительстве путепроводов. 

После окончания реконструкции железной дороги ожидалось, что интенсивность движения возрастёт до ста пар поездов в сутки. Люди, сегодня ежедневно простаивающие на железнодорожных переездах по пути на работу и обратно, в поликлинику и по другим нуждам, при интенсивности около десяти пар поездов справедливо опасались – а доедет ли до них скорая или пожарная?

О пользе общественных слушаний

Бились-бились и добились! Первым прошёл все согласования и экспертизы путепровод в Возрождении, за ним - Пальцево и Выборг (в районе посёлка мясокомбината). Два с небольшим года назад прошли, наконец, общественные слушания, на которых был выбран оптимальный для последнего объекта вариант реализации - через гору Папула. 

Отметим, что окончательному подписанию данного инженерного решения предшествовали долгие согласования. Вблизи находится выявленный объект культурного наследия “Парк Папула, 1887-99 гг., 1930-е гг.”, расположенный на горе Папула, входящей  в границы исторического поселения федерального значения г. Выборг. Данный статус предполагает обеспечение сохранности выявленного объекта, и заказчик, коим является РЖД, проинформирован о том, что в случае нанесения вреда объекту культурного наследия в процессе работ, он будет обязан возместить стоимость восстановительных работ и понесёт административное и уголовное наказание, предусмотренное за совершение таких деяний.

Для сравнения упомянем и о других предложенных вариантах строительства путепровода. В одном планировалось строительство в створе существующего переезда с полным закрытием движения в данном направлении, который бы полностью отрезал от внешнего мира посёлки Вещево, Житково и другие в этом направлении, сносом здания мясокомбината, признанного памятником промышленной архитектуры. Во втором – ось смещалась в сторону Каменногорска, подразумевала снос другого корпуса мясокомбината, тоже являющегося памятником промышленной архитектуры, в котором работал рыбный цех, и жилых домов. Рассмотрев третий вариант, государственная историко-культурная экспертиза определила вынести ось будущей дороги за границы парка Папула (хотя жители, требовавшие построить виадук, были согласны на всё - лишь бы построили!). И дорога не вошла в границы парка.

Немного переписки…

Как следует из ответа “Ленавтодора” председателю областного дорожного комитета Михаилу КОЗЬМИНЫХ, “при выборе места расположения створа путепровода и подходов к нему были учтены требования раздела по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, максимально минимизирована площадь вырубки лесных насаждений”. Из 8,3834 гектара земельного участка, предназначенного для строительства путепровода, 1,2706 - земля дорожников (комитета по дорожному хозяйству Ленобласти), 0,3628 - РЖД, 5,28 - земля города Выборга и 1,47 - Северо-западного лесничества. Ни одного квадратного миллиметра “Парка Папула”!

Принципиальное согласие на строительство путепровода районная администрация подписала только при условии согласования с комитетом по культуре и проведения общественных слушаний. Комитет же по культуре настоял также и на проведении археологических исследований; в документе за подписью начальника департамента охраны объектов культурного наследия Андрея ЕРМАКОВА изложено требование “неукоснительного соблюдения мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия”.

После учёта всех пожеланий, рекомендаций и требований “Ленгипротранс” (проектировщик) получил окончательные вердикты инстанций: Минприроды отвечает, что “указанные объекты не располагаются в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения”, областной профильный комитет – “испрашиваемые земельные участки находятся вне границ охраняемых природных территорий регионального значения”.

Итак, все слушания прошли, все варианты рассмотрены, проект принят к реализации. 

Придорожная растительность

На карте годовалой давности, когда ещё не была построена новая будка на действующем переезде в посёлок Мясокомбината, хорошо виден “лысый” скалистый склон горы Папула, который как раз и огибает ответвление Смирновского шоссе. Так что всё, что было выпилено с этой стороны – это придорожная растительность.

Окончательно снимает оставшиеся вопросы главный архитектор Выборгского района Олег ЛИХОВИДОВ:

- Путепроводная развязка, ведущая со Светогорского шоссе в посёлок имени Кирова (в объезд железнодорожного переезда в районе мясокомбината), была мечтой жителей Выборга уже порядка десяти лет. Радует, что руководство Октябрьской железной дороги, наконец, пошло нам навстречу, и в будущем году намечено строительство путепровода. Была подготовлена проектная документация, которая прошла государственную экспертизу, и получено разрешение на вырубку деревьев вдоль прохождения будущей автотрассы. 

Развязка будет представлять собой сложное инженерное сооружение, проходящее через гору Папула, с прорубанием тоннеля и организацией кругового движения в районе автозаправки. Жителям близлежащих домов не стоит опасаться взрывных работ, так как по новым технологиям это будет бурение. Такой способ, например, применялся при возведении жилого дома на Красной площади и гостиницы у вокзала в Выборге. 

Не стоит волноваться и по поводу того, что гора Папула перестанет быть местом отдыха горожан. Это выявленный объект культурного наследия, сегодня проведена его историко-культурная экспертиза, а границы поставлены на кадастровый учёт. Границы трассы будут находиться за пределами парка. Были споры с проектировщиками, которые хотели пропустить трассу по верху горы, что нарушило бы её  природный ландшафт, но нам удалось убедить их углубить трассу (по аналогии с железной дорогой в скалах парка Монрепо). Для удобства горожан над тоннелем предусмотрены пешеходные переходы.

Подготовила Елена СТЕПАНОВА

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев