ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАРЕЛЫ

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАРЕЛЫ
2559
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАРЕЛЫ

О древних карелах нам по сей день напоминает название перешейка, на котором расположен наш город. В результате военных конфликтов и религиозных противостояний последних семи столетий от древнекарельской культуры на этой земле остались только топонимы. 

В наши дни большинство историков признает, что еще до основания Выборгского замка в 1293 г. остров был освоен карелами. Но кем были эти карелы и что же было на Замковом острове до прихода шведов – в этом мы и попробуем разобраться.

Карелы относятся к прибалтийско-финской группе финно-угорских народов. Ближайшими родственными языками карельскому приходятся финский и эстонский, а также языки малых народов России: води, ижоры, вепсов. Древней родиной карельского этноса принято считать Карельский перешеек и Северное Приладожье. Историки утверждают, что еще в первом тысячелетии нашей эры эти земли заселяло племя «корела». Когда и откуда пришли предки современных карел, мы доподлинно не знаем. Существует версия, основанная на данных генетики, о том, что предки современных финнов, эстонцев и карел пришли на побережье Финского залива и Ладожского озера из Южной Сибири. Но не меньше оснований (и сторонников) имеет гипотеза об автохтонном (местном) происхождении карел.

Самое раннее упоминание о племени «корела» встречается в Новгородской первой летописи за 1143 г. В тот год древние карелы совершили неудачный военный поход на соседнее племя «емь» (предков современных финнов). В скандинавских сагах «кирьялы» – так называли карел на севере Европы – встречаются в записях, датируемых X–XI вв. В «Легендарной саге об Олаве Святом» упоминается грабительский поход скандинавского ярла Свейна в Кирьялаланд в 1015 г. В те далекие времена, несмотря на некоторую самостоятельность в торговых делах, Корельская земля находилась в зависимости от могущественной Новгородской республики. В случае нападения на край, новгородская рать выступала в поход на защиту своих подопечных. Когда новгородская элита вступала в открытый военный конфликт с другими древнерусскими княжествами, карельское войско пополняло ряды ополчения своего феодала. За покровительство Господина Великого Новгорода древние карелы регулярно выплачивали дань.

В силу своего географического положения Карельский перешеек служил сухопутным мостом между Скандинавией и Древней Русью. Река Вуокса, главная транспортная артерия Карельского перешейка в древности, берет начало в озере Сайма и впадает в Ладожское озеро, где возникло поселение Корела (современный Приозерск). Вплоть до XVIII в. один рукав реки впадал также в Выборгский залив. По Вуоксинскому торговому пути купеческие суда могли попасть из Балтийского моря в Ладожское озеро, а затем продолжить свой путь в Новгород и дальше на юг. Древние карелы хорошо знали озерную систему Севера, карельские купцы ходили на своих ладьях в Ботнический залив, к берегам Лапландии, а также на побережье Белого моря, где скупали меха у местных охотников.

В силу скального рельефа и бедности почв Карельского перешейка, земледелие здесь было развито значительно меньше, чем скотоводство. Примечательно, что по одной из версий название племени «карьяла» произошло от слова «карья» – скот, стадо. Долгие столетия скотоводство играло ключевую роль в хозяйстве северного народа. В Новгород и Швецию карелы везли на продажу «коней карельских», пользовавшихся большим спросом. На дне озер и болот Карельского перешейка местные жители добывали так называемую «болотную руду», и карелы были хорошими кузнецами. Не случайно в карело-финском эпосе «Калевала» один из главных героев – кузнец Илмаринен – мог выковать что угодно, от чудо-мельницы Сампо до золотой жены для себя. Однако изделия кузнецов из местной руды, как правило, сильно уступали в качестве мечам, ножам и замкам, привезенным европейским и новгородскими купцами. Карельские женщины ткали из овечьей шерсти грубую неокрашенную ткань, известную в Новгороде как «водмол». Вплоть до XIX в. карельские торговцы привозили ткань на продажу как в Россию, так и в Швецию.

Большинство археологических находок, имеющих отношение к культуре древних карел, сосредоточено на северо-западном побережье Ладожского озера (в Приозерске, Сортавале, Куркиёки и других местах). Факт же существования поселения древних карел на территории Выборга и, в частности, Замкового острова до сих пор вызывает научные споры. В начале XX в. авторитетный историк Й.В. Руут в своем труде «История Выборга» предположил, что карельское поселение могло находиться на месте Выборгского поселка или парка Монрепо. Дело в том, что на средневековых картах это место называлось не иначе как «Старый Выборг», что следовало понимать как «Выборг-до-Выборга». Тем не менее, в указанном районе археологи до сих пор не обнаружили ни одного карельского предмета. Свидетельства существования дошведского поселения на территории Выборга стали появляться в пе-риод, когда город был частью независимой Финляндии. При земляных работах вблизи современной Красной площади рабочие наткнулись на следы карельского хутора. А на территории бывшего Церковного острова, оказавшегося под насыпью железнодорожного моста, были обнаружены круглая застежка и подвеска, датируемые XI–XIII вв.

Только экспедиции археолога В.А. Тюленева в начале 1980-х гг. удалось обнаружить в Выборге более 30 предметов эпохи древних карел. Во время археологических раскопок на Замковом острове были обнаружены элементы карельского вооружения: меч с клеймом «Гицелин», фрагмент боевого топора, наконечник копья, навершие рукоятки меча, наконечники стрел, фрагменты ножей и др. В одной из прошлых статей мы рассказывали о мече, вероятно «умерщвленном» при обряде погребения воина.

Реалии раннесредневекового общества были таковы: сегодня дружина стоит на одном месте, а на следующий день воины могли уйти на ладьях за сотни километров. А вот женские украшения и предметы быта свидетельствуют о постоянном проживании древних карел на территории Замкового острова. Археологами были обнаружены черепаховидные фибулы (застежки овальной формы), кольца и застежки, а также фрагменты шумящих финно-угорских украшений (цепи, цеперазделители и подвески). В числе любопытных находок археологов была копоушка – украшение, использовавшееся также и в гигиенических целях. Все перечисленные предметы были обнаружены в слое золы. На некоторых участках слой пожара с обгоревшими бревнами достигал в высоту до одного метра. На основе этого факта, а также обнаруженных цилиндрических амбарных замков новгородского производства, В.А. Тюленев сделал вывод о существовании на Замковом острове укрепленного острожка-убежища карел, основанного задолго до прихода сюда шведских крестоносцев. Среди находок отсутствовали бытовые вещи, необходимые для повседневной жизни людей (керамика, сельскохозяйственные и ремесленные инструменты, снасти). Как правило, древние карелы селились недалеко от полей или мест промысла, а в случае нападения укрывались на укрепленных возвышенностях, известных к Карелии как «линнамякки» и «линнавуори». Неприступность таких укреплений обеспечивалась с трех сторон водной гладью и отвесными скалами, а четвертая сторона представляла собой пологий склон с каменно-деревянной стеною и воротами. Видимо, подобным сторожевым пунктом В.А. Тюленев представлял себе «дошведский» острожек на Замковом острове. Но если древние карелы здесь спасались от набегов противника, то где же они тогда жили? 

В.А. Тюленев в своей работе упоминает, что во время раскопок на руинах Кафедрального собора была обнаружена бронзовая финно-угорская подвеска, датируемая XII веком. Археологические раскопки экспедиции А.И. Саксы, проводившиеся в начале XXI в., выявили недостающие в теории предметы повседневного быта древних карел на территории Старого города (рыболовные снасти и керамику). Совсем недавно, в ходе археологических раскопок в 2015 г., у подножия башни св. Олафа был обнаружен цеперазделитель, характерный для женского карельского костюма. Как жили древние карелы на территории Выборга, чем они занимались, какова роль поселения в торговом обмене между Востоком и Западом? На эти и другие вопросы предстоит ответить будущим археологическим раскопкам на территории Выборга.

Алексей МЕЛЬНОВ, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника

Читайте также