В ПОИСКАХ ТРЁХ ЦИФР

В ПОИСКАХ ТРЁХ ЦИФР
506
В ПОИСКАХ ТРЁХ ЦИФР

Самолёт, обломки которого были найдены несколько лет назад неподалёку от посёлка Бородинское, упал здесь более 75 лет назад. Специалисты полагают, что это был скоростной бомбардировщик, возвращавшийся в конце советско-финской войны с задания. Он летел с  юго-запада. Траекторию его падения можно мысленно провести по сломанным верхушкам сосен - эти высохшие деревья стоят до сих пор. 

Небольшие обломки фюзеляжа были разбросаны в радиусе нескольких сот метров. Поисковики, работавшие здесь, собирали все металлические фрагменты и складывали их кучками на пнях. В поисках номерных деталей, по которым можно было бы выяснить, что это был за самолёт, а также имена его экипажа, пришлось перелопатить кубометры лесного грунта. Пока нашёлся только шильдик (табличка) с номером двигателя; по нему и установили, что это был скоростной бомбардировщик. У номера фюзеляжа не хватает трёх цифр – его край отломан как раз после четвёртой цифры. Узнать, что за экипаж улетал на боевое задание, с полной достоверностью можно будет только по семизначной комбинации.

- В пятидесяти метрах как раз по направлению падения самолета мы нашли кобуру, элементы парашютной системы. Это говорит о том, что лётчики выпрыгнуть не успели (катапульт ещё не было), - рассказывает заместитель командира поискового отряда “Карельский мост” Александр АНДРУШКО. - Рядом со сломанными соснами мы не нашли макушек, то есть можно предположить, что их “срезало” при падении самолёта и отбросило далеко в сторону. Элементов шасси, на которых мог повторяться номер фюзеляжа, мы вообще не нашли.

Здесь же неподалёку лётчики были похоронены. Поисковики предполагают, что это произошло в 1940 или 41-м году. Их нашли и предали земле с полагающимися почестями местные фермеры из числа первых переселенцев или военные строители, когда шло строительство оборонительных сооружений и землянок. Могилка была оформлена гранитными столбиками по периметру. Вполне возможно, в архивах найдутся её описание и координаты.

За помощью в поиске информации поисковики обратились к военному историку Мирхату МУСИНУ. Он направил запрос Карлу-Фредерику Геусту, финскому специалисту по авиации, участвовавшей в Зимней войне. К сожалению, и он не смог прояснить ситуацию. Дальше, считает Мирхат Мусин, надо обращаться к отечественному эксперту Илье Прокофьеву, который до недавнего времени был координатором поискового движения в Ленинградской области, а теперь переехал в Казань. Кстати, и Геуст, разводя руками, советовал обратиться именно к нему. У Прокофьева есть база данных по двигателям и по шасси. Ну, и последний вариант – опросить старых лётчиков, которые своими воспоминаниями могут подать какую-то идею для дальнейших поисков. 

Как удалось разглядеть на кусках искорёженного металла, корпус машины был покрашен в голубой цвет, что может означать принадлежность машины к морской авиации, считает Мусин. Но и этот вывод не однозначен – разные подразделения красили свои самолёты разными оттенками голубого. Ветераны авиации, живущие сегод-ня, могут помочь с большей точностью установить, какой именно части принадлежал самолёт.

- Исходя из предполагаемого угла падения самолёта, надо поискать остатки шасси – колёс или лыж - метров за триста от этого места, - считает Мирхат Мусин. - То, что ребята не нашли их рядом с местом падения - объяснимо. Эти детали оторвало ещё на подлёте. Почему это могли быть лыжи? Самолёты переоснащались ими на неблагоустроенных аэродромах, так называемых аэродромах подскока, или временных, которые позволяли уменьшить расстояние до цели. На стационарных аэродромах, таких как в Пушкине, Левашово, самолёты были с колёсами. На Карельском перешейке ближе к нам стационарные аэродромы были в Селезнёво, Вещево, а аэродром подскока - на участке нынешней трассы “Скандинавия”, который водители называют “взлёткой”.

Судя по тому, что в радиусе падения не было найдено ни одного элемента боезапаса, экипаж выполнил боевое задание, сбросив бомбы над территорией противника. От места, где он был подбит, самолёт мог протянуть до встречи с землёй около десяти километров.

Безымянные (работа по установлению имён продолжается) останки героев-лётчиков планируется перезахоронить в посёлке Бородинское. Официального воинского захоронения там до сих пор нет, хотя в военно-архивных документах немало указаний на то, что погибших бойцов хоронили в “местечке Сайрала” (прежнее название посёлка), близ одноимённой железнодорожной станции. Есть сведения и о пропавших здесь без вести. А раз так, то в окрестностях ещё будут найдены останки сложивших головы в начале Великой Отечественной войны солдат.

 

Читайте также